Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сенсорный опыт человека как первичная ступень познания.




Понятие об ощущении и восприятии. Познавательная сфера личности включает в себя процессы, способствующие адаптации личности в окружающей действительности, связанные с принятием, хранением и переработкой информации, поступающей извне. Эти процессы называют познавательными, к ним относят ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

Ощущение - простейший, элементарный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Это осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки ЦНС значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Из всего многообразия раздражителей человек фиксирует только те, на которые способна его нервная система или анализаторы, которые перерабатывают сигнал в «понятную» для него информацию. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение различных ощущений, формирование образа посредством переработки, поступающей информации. В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (холода, голода, тяжести), в результате восприятий складываются образы предметов, явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

Физиологические механизмы ощущений и восприятий. Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах. (Павлов). Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную область действительности. Анализатор состоит из трех частей:

· Периферического отдела – рецептора, воспринимающего действующий на него раздражитель;

· Центростремительных, аффективных нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры и головной мозг человека;

· Соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей от рецептора.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованна деятельность всех его элементов, звеньев. Ощущения – следствие работы всего анализатора. Они обеспечивают основу ориентировки организма в сложном окружающем мире и выполняют функцию активизации деятельности мозга. Совокупность анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.

Анализаторы выступают составной частью общей системы нервных процессов человека – рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга включает в себя не только анализаторы, но и эффекторы. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная, афферентная), но и обратная (центробежная, эфферентная) связь. Наличие обратной связи дает основание говорить о том, что каждый орган чувств попеременно является и рецептором и эффектором. Процесс ощущений не только начинается, но и заканчивается в соответствующем органе чувств.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексно аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами. Таким образом, физиологическую основу восприятия составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора (при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторной связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности).

Виды ощущений. По самой простой классификации ощущения делятся на основе получения сигналов (органов чувств):

Вкусовые: имеют 4 основные модальности: сладкое, соленое, кислое, горькое. Все остальные ощущения представляют собой разнообразные сочетания этих 4-х основ.

Обонятельные: Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. У человека и высших животных осуществляется посредством обонятельного анализатора (рецепторный нерв, клетки слизистой оболочки носовой полости, обонятельные нервы и обонятельные центры головного мозга).

Осязательные: Осязание- восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В его основе лежит раздражение различных рецепторов кожи, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.), преобразование клетками коры головного мозга полученной информации в соответствующий вид чувствительности. С помощью осязания определяется форма, величина и т.д. предметов. У людей, лишенных зрения и слуха осязание – основной источник информации о мире.

Слуховые. Слух – восприятие звуковых колебаний органами слуха.

Зрительные. Восприятие органами зрения.

Существует другая классификация, в соответствии с которой ощущения делятся на тир группы, в зависимости от того какие рецепторы принимают участие в образовании рефлекса. Это:

Экстерорецепторы. Рецепторы находятся на верхней поверхности тела. Ощущения возникают в результате влияния стимулов окружающей среды. Экстерорецепторы подразделяются на две подгруппы – контактные (восприятие и перенос раздражения при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: осязательный, вкусовой рецепторы) и дистантные (реагирующие на раздражения, идущие от удаленных объектов: зрение, слух, обоняние). Наряду с пятью основными органами чувств и соответственно видами ощущений существует и другие: температурные, вибрационные, ощущения равновесия и ускорения, болевые ощущения и др.

Интерорецепторы. Рецепторы находятся внутри тела человека, во внутренних его органах и тканях. Ощущения возникают изнутри организма, благодаря им регулируются жизненно важные функции организма. Ощущения голода, жажды, усталости, тяжести и т.д.

Проприорецепторы. Ощущения возникают благодаря рецепторам мышц и сухожилий и регулируют движения тела.

Свойства и закономерности ощущений. Наши органы чувств способны реагировать на большое разнообразие стимулов, но не все. Различают такое свойство, как порог ощущений, т.е. ограничение в ощущениях:

- минимальный, нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, способного вызвать едва заметное ощущение;

- верхний, максимальный порог ощущений – максимальная сила раздражителя, за которой пре5рашается ощущение ее нарастания;

- субъективный порог – величина раздражителя, вызывающего осознаваемое ощущение;

- относительный (дифференцированный) порог – величина, на которую должен измениться раздражитель, чтобы изменилось ощущение.

Выделяют следующие основные закономерности процесса ощущения:

- адаптация – при длительном воздействии раздражителя происходит приспособление органа чувств, понижая его чувствительность. Например, при долгом действии на руку холодной воды ощущение холода исчезает;

- закон последствий (контраста) – под влиянием предыдущего раздражителя изменяется чувствительность к последующему (они могут стать более или менее интенсивными). Например, после выключения света, комната может казаться очень темной;

- синестезия – способность раздражителя, адресованного природой определенному органу чувств, одновременно вызывать ощущения в другом органе чувств. Например, слушание музыки может вызвать зрительные образы;

- сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств, когда на них воздействуют определенные раздражители, например, два одновременно. Например, слабые звуковые раздражители повышают зрительную чувствительность.

Свойства восприятия. Восприятие имеет такие свойства, как предметность, константность, целостность, структурность и апперцепция.

Предметность выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Формируется благодаря различным ощущениям, в основном благодаря осязанию, манипулированию с предметами. Предметность связана с таким свойством, как осмысленность, благодаря чему перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение, отнесенное к роду, классу явлений. По отдельным явным признакам мы можем достроить образ – по названию или только по названию (слово как понятие). Некоторые явления относятся к сенсорным эталонам, которые усваиваются с детства.

Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно константные по отношению к цвету, форме, величине и т.д. Ведь предметы и явления в какие-то промежутки времени дают нам искаженные сигналы на органы чувств. Например, угол зрительного восприятия, звук среди шума, цвет предмета в сумерках. Восприятие приспособлено к изменениям окружающего мира и позволяет быть объективным.

Целостность. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств свойств как целостный объект находящийся во взаимосвязи с другими объектами.

Структурность, же обеспечивает восприятие отдельных явлений в виде обобщенной структуры, имеющей какой-то смысл, например, музыка – это структура, полученная из отдельных элементов.

Апперцепция – это зависимость восприятия от субъекта, его внутренней жизни, особенностей личности, жизненного опыта. На восприятие влияет установка, эмоциональное состояние, степень активности, интеллект т.д.

Избирательность – в восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия.

Классификации видов восприятия. В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. Различные виды восприятий редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Таким образом, в зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяются на простые и сложные.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, и восприятие движения (относятся к числу сложных видов восприятия).

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия подразделяют на непреднамеренное (не связано с волевым напряжением и заранее поставленной целью, происходит непроизвольно) и преднамеренное (в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли).

Основные законы восприятия. Без движения внешних органов чувств или замещающего внутреннего движения формирование адекватного образа не происходит. Причем, характер движений, совершаемых в перцептивной системе играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения. Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметами, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительнойустойчивости уже сформировавшихся образов, когда их функционирование связано с мышлением. Для правильного восприятия необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в ЦНС информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянства притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется постоянством действующих глубинных структур и механизмов мозга. Этому свидетельствует «фантом конечности» - обычно после ампутации конечности.

Сенсорное развитие ребенка. Сложен путь развития восприятия в первые годы жизни ребенка. Много интересных, больших изменений происходит в этот период, и в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности. Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

· удержание в поле зрения движущегося предмета (19 мес.);

· складывается акт рассматривания предметов;

· формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и движения (8-12 мес.);

· устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением рук.

В раннем детстве восприятие несовершенно.

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте:

· складывается новый тип внешних ориентировочных действий – применение, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;

· возникают представления о свойствах предметов;

· освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

· развитие фонематического слуха, необходимого для общения с взрослыми, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

· зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

· осваиваются сенсорные эталоны;

· возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

· с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализуется.

На протяжении всего дошкольного возраста улучшается острота зрения. Развивается дошкольный период и цветоразличение: повышается его точность и тонкость. Развивается и слуховая чувствительность дошкольников. В этот период существенно совершенствуется кинестетическая и тактильная чувствительность, развивается и обонятельная чувствительность.

Основные теоретические положения деятельностного подхода к сенсорному развитию детей. Сенсорное развитие – это формирование новых ранее не существовавших у ребенка сенсорных процессов. Созревание анализаторов – важное условие для развития ощущения, восприятия, их роль нельзя отрицать. Но это только условие, органические предпосылки сенсорного развития, которые невозможны без приобретения чувственного опыта. Однако сенсорный опыт ребенка не изолирован от процессов мышления, речи, а является ступенью их формированию. Физиологические и психологические исследования показали, что сенсорные процессы носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочно-исследовательскими действиями. Это не простое «фотографирование», а активный процесс, в котором, особенно на ранних ступенях, важную роль играют движения глаз, руки, обследующие предмет, делающие как бы снятие слепка, копии, моделирование объекта. С возрастом повышается точность и быстрота осуществления перцептивного действия при решении перцептивных задач. Если на первом этапе овладения конкретным видом перцептивного действия движения рецепторных аппаратов носит чрезвычайно развернутый характер, то затем происходит их свертывание, уменьшение их количества и амплитуды (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер). Совершенствование перцептивных действий происходит в процессе правильно организованного обучения, практике. Развитие перцептивных действий в свою очередь будет способствовать продвижению ребенка в овладении конкретными видами деятельности (Поддъяков). Выделяются приемы обследования:

· восприятие целостного облика предмета;

· вычленение основных частей предмета и определение их свойств;

· определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга;

· выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

· повторное целостное восприятие предмета.

Особенности восприятия пространства, времени, сказки и картинки детьми. Значительное изменение в дошкольный период наблюдается в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает: сначала «близким» пространством (то, что его непосредственно окружает – кровать, соска), затем «далеким». Восприятие последнего вначале мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка. Развивается в дошкольные годы и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Значительную трудность для дошкольников представляет восприятие времени, т.к. время не имеет наглядной формы, текуче, необратимо, восприятие его зависит от субъективных состояний, носит личностный характер. Вначале ребенок ориентируется во времени посредством вневременных качественных признаков, за счет последовательно, систематически изменяющихся событий, деятельности. Неравномерно усваивают дети дни недели (по эмоциональному окрасу). Затрудняются в дифференциации различных временных интервалов (понедельник, вторник, завтра). Лучше развито представление о настоящем времени, хуже - о прошедшем, позже – развивается представление о будущем времени. Зачатки художественного восприятия проявляются также в дошкольном возрасте. Восприятие художественного произведения – сложный психически процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. В исследованиях (Запорожец) было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям – сопереживание. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются сами воздействовать на ход сказки и т.д. К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется – появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных