Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАУКИ




 

Олигофренопедагогика сформировалась на стыке ряда смежных наук о человеке. Наиболее тесно она связана с педагогическими науками, особенно с общей педагогикой. У обеих этих наук единая цель, которая изложена в «Основах законодательства союзных республик о народном образовании» [17].

Вместе е тем олигофренопедагогика не является каким-то разделом общей педагогики. Это вполне суверенная наука. Руководствуясь общепедагогическими целью и принципами, она разрабатывает свою концептуальную систему с учетом специальных задач вспомогательного обучения и воспитания, направленных на осуществление коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и достижение на этой основе максимального развития их духовных и физических сил, способностей.

Олигофренопедагогика имеет дело с педагогическим процессом, осуществляющимся в условиях, когда в нем принимают участие дети со сложнейшей формой патологии


– слабоумием. Это обстоятельство вызывает необходимость широкого использования данных об анатомо-физиологических и психических нарушениях в детском возрасте и прежде всего об этиологии, патогенезе и клинике умственной отсталости. В связи, с этим олигофренопедагогика при, разработке вопросов воспитания и обучения опирается на положения и выводы смежных наук, изучающих патолого-анатомические, патофизиологические и патопсихологические изменения, обусловленные недоразвитием мозга: нормальной и патологической анатомии и физиологии (в первую очередь учение о высшей нервной деятельности), невропатологии, психиатрии, детской психоневрологии, клиники умственной отсталости, генетики, специальной психологии и др.

Это дает ей возможность находить такие методы и средства, с помощью которых можно наиболее эффективно осуществлять воспитание, обучение и подготовку к жизни и труду умственно отсталых школьников.

Свои теоретические положения советская олигофренопедагогика строит, руководствуясь марксистско-ленинской теорией познания и революционного преобразования объективной действительности, постоянно развиваемой в документах КПСС, трудах выдающихся деятелей партии, где творчески обобщаются выводы и достижения практики, общественных и естественных наук. Это позволяет ей успешно разрабатывать такие сложные вопросы, как отношение между природным и социальным в развитии аномальной личности, общие и специфические черты познавательного процесса во вспомогательной школе, связь между объективным и субъективным в нем, роль внешних факторов (среды и воспитания) в развитии детей, природа взаимосвязи между развитием, воспитанием и коррекцией, общепедагогические и специальные методы обучения и воспитания, и многие другие.

Для олигофренопедагогики марксизм-ленинизм является мощным оружием в борьбе с реакционными взглядами в области теории воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Предмет изучения олигофренопедагогики – воспитание И развитие аномальных лиц – всегда был и остается ареной острой идеологической борьбы. Острием ее является вопрос о возможностях развития и социально-трудовой адаптации умственно отсталых личностей.

Наиболее реакционная часть зарубежных дефектологов, психологов и социологов, извращая новейшие достижения


генетики, делает попытки реставрировать и поставить себе на службу всяческие антинаучные концепции фаталистически биологической обусловленности и предопределенности социального содержания личности. Исходя из этой установки, сознание умственно отсталого ребенка рассматривается не как отражение внешнего мира, а как выражение его внутреннего дефектного состояния. На этой основе воспроизводятся устаревшие теории «врожденности этических установок, привычек и навыков», «моральной дефективности», «аморальности» умственно отсталых лиц и т. п. им приписываются будто бы свойственные от рождения негативные черты – лживость, аутизм, эгоизм, агрессивность, драгомания и т. п.

В отношении аномальной личности буржуазными учеными не признается возможность развития, улучшения, пропагандируются модернизированные евгенические способы «переделки» человека с негативной наследственностью путем селекции и других способов.

Советская олигофренопедагогика, учитывая большое значение биологического фактора в возникновении дефектного развития личности, в то же время считает, что биологическая наследственность не предопределяет социального содержания личности. Знания, моральные установки, навыки и привычки не кодируются в хромосомах, а приобретаются в процессе жизни. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, критикуя попытки немецкого буржуазного философа Шмидта (Штирнера) объяснить физические и интеллектуальные недостатки, изуродованность индивида. при капитализме «чисто физическим процессом рождения», указывали, что человек – это «нечто сотворенное взаимодействие между его природными задатками и влияющими на них обстоятельствами» [4, 426]. Человек формируется как социальное существо в сфере материальной и духовной жизни общества. Это формирование происходит как усвоение программы социального наследования, которое, по определению известного советского ученого Н. П. Дубинина, является овладением конденсированным опытом человечества для каждой данной эпохи его существования. В свое время К. Маркс писал, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном отношении» [4, 425].


 

Развитие аномальной, как и нормальной личности, происходит на основе двух программ – генетической и социальной. При этом нельзя не учитывать того факта, что социальное формирование умственно осталых лиц происходит на дефектной биологической основе, что, конечно, суживает их познавательные возможности. И это вполне закономерно, ибо, как писал В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм», «ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи» [17, 50].

(Наличие кортикальных нарушений обусловливает иной уровень отображения действительности умственно отсталыми детьми. При этом образуется атипическая познавательная мозаика, в которой общие закономерности познавательной деятельности проявляются с качественными отклонениями. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере возможны изменения структуры личности такого ребенка в лучшую сторону, что можно сделать в этом направлении с помощью воспитания?

То или иное решение этого вопроса зависит от того, как понимается сама структура личности при наличии дефекта: как застывшая или динамическая. Советские дефектологи не разделяют убеждений отдельных зарубежных ученых о неизменности, стабильности психической структуры при олигофрении.

Не являются они сторонниками и тех, кто, допуская возможность ее изменения, все же рассматривает данный процесс как количественное уменьшение или увеличение тех или других элементов.

С точки зрения советской дефектологии, поражение мозга ведет к определенным изменениям особенностей организма, однако, оно не обусловливает состояние застоя. В действие вступают защитные силы организма, способность его к приспособлению к новым условиям: происходит мобилизация компенсаторных механизмов. Развитие идет дальше, но на. патологической основе. Под влиянием воспитания и коррекции одни недостатки преодолеваются, другие корректируются, компенсируются. И всюду наблюдается движение. Эта оптимистическая концепций составляет методологическую основу теоретических положений и выводов олигофренопедагогики об условиях, содержании и методах воспитания аномальных детей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных