ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Знакомство с учебником.Ход урока I. Организационный момент. II. Знакомство с учебником. Учитель беседует с учащимися о произведениях, прочитанных ими летом, спрашивает о том, что больше всего им понравилось, удивило, привлекло внимание. III. Знакомство с понятием «летопись». Учитель просит учащихся прочитать название первого раздела. – Как называется раздел, который открывает учебник. (Летописи.) – Как вы понимаете слово «летопись»? (Высказывания детей.) – А вот как объясняет данное слово толковый словарь (учитель открывает доску, на которой написано толкование слова «летопись»): Летопись – запись по годам исторических событий, производимая современником. Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть «год», и «писать». После этого учитель знакомит учащихся с такими понятиями, как: «летописание», «летописец», «летосчисление» (слова и их толкование записаны на доске). Летописание – составление летописей. Летописец – составитель летописи. Летосчисление – система определения времени по годам от какого-нибудь условленного момента. Затем учитель сообщает учащимся о том, что именно благодаря труду летописцев современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далёкое прошлое, что чаще всего древнерусскими летописцами были учёные монахи. Все факты, описываемые в летописи, были правдивы, достоверны. Сочинить что-то или грубо исказить летописное известие считалось тяжким грехом, поступком, недостойным христианина. Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте – специально выделанной тонкой коже. Листы нередко украшались затейливыми заставками, а иногда яркими миниатюрами (заставка-рисунок, выделяющий и украшающий начало книги или её раздела; миниатюра – сделанный от руки рисунок в красках). В Древней Руси летопись ценилась очень высоко, она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих. Изучение нового материала 1. Вступительная беседа. —Прочитайте название первого раздела. («Летописи. Былины. Жития».) Рассмотрите иллюстрации к разделу. —Как вы понимаете слово «летопись»? (Летописи — вид повествовательной литературы в России XI-XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — летописные своды.) —Как вы думаете, зачем нужны летописи? Узнаем об jtom из статьи на странице 6. — Физкультминутка 2. Чтение и анализ статьи. — Так для чего же нужны нам летописи? (Лучше понять окружающий мир, объяснить много* ич происходящего в нем помогает народу его историческая память.) — Одним из первых русских летописцев был монах Киево- Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить, «откудаесть пошла Русская земля», имена первых князей... С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри,бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов 3. Чтение отрывка из летописи. Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. Крупнейшим русским городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов в течение шести месяцев. В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест. Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их. «И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий». 2. Словарная работа. Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске). Варяги – обитатели Скандинавскогополуострова. Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена. Царьград – столица Византии. Дань – налог, который брал победитель с побеждённого народа. Гривна – денежная единица в Древней Руси. Паволоки – шёлковые ткани, покрывала. Узорочье – драгоценности, наряды. Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян. 3. Работа с текстом. Учитель читает текст произведения. (После окончания чтения целесообразно выдержать паузу, для того чтобы учащиеся осмыслили содержание услышанного.) – Что хотите сказать? – Что показалось непонятным в тексте? – Каким вам представляется Олег? – Почему народ прозвал Олега Вещим?
— Все ли вам было понятно? Объясните слова, которые встретились в рамочках. ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье. ГРИВНА — денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 г. ПАВОЛОКИ — шелковые ткани, покрывала. УРОРОЧЬЕ - драгоценности, наряды. —Какие слова еще были непонятны? —Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за город? (Царьград — древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбула).) 4. Работа по вопросам 1—4 на с. 8 учебника. —Почему народ прозвал Олега Вещим? —Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? - —Существовали ли на Руси города? —Какой веры придерживались русичи? Домашнее задание: найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|