Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие волевой регуляции в онтогенезе.




Литература

Основная

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.

4. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. – Кн.1 – М., 1994.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

Дополнительная

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. – С. 66-87.

2. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте.

3. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте //Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

4. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского – М., 1987. – С.260 – 268.

Практические задания

1. Рассмотрите этапы и условия становления эмоциональной сферы человека.

2. Обоснуйте связь эмоций с личностью и познанием.

3. Подберите примеры жизненных ситуаций, в которых проявлялись бы разные виды эмоциональных явлений.

4. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации.

А. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.

В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень уставшим и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.

5. Каким образом можно объяснить различия эмоциональных явлений в приведенном примере? Какие именно явления иллюстрируются?

На дорогу выскочила лягушка. Мальчик смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, ее дочка – с ужасом, отец – равнодушно, а старичок-биолог – с восхищением: «Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!»

6. Познакомьтесь с исследованиями, касающимися стресса и других неблагоприятных эмоциональных состояний. Рассмотрите возможности управления эмоциями.

 

Занятие № 6

Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие

Основные понятия: сенсорная чувствительность, перцептивный образ, ощущение, восприятие, перцепция, абсолютная и относительная чувствительность, сенсорные пороги, сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация, апперцепция, константность, структурность, осмысленность, предметность, избирательность, взаимодействие фигуры и фона, иллюзии восприятия.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об ощущении и восприятии как познавательных процессах.

2. Виды, свойства и закономерности ощущений.

3. Свойства и закономерности восприятия.

4. Индивидуальные различия в сенсорно-перцептивных процессах.

Литература

 

Основная.

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. - С. 164-169, 173-175, 180-183.

2. Немов Р.С. Психология. - М., 1990. - С. 105 - 117.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2004.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – С. 120-160.

5. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2002

Дополнительная.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.– М. "Наука", 1977. - С. 52 - 66, 66 - 113.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. – С. 13-32, 403-428.

3. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 1975. – С. 205-215.

4. Леонов А.А., Лебедев В.И. Влияние изоляции на психическое состояние человека. Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

Вопросы для размышления.

1. Число анализаторных систем у человека ограничено. Какие виды чувствительности, кроме имеющихся, хорошо бы иметь современному человеку?

2. Что означает с точки зрения психологии восприятия выражение «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»?

Задачи и упражнения.

1. Подумайте, какие закономерности ощущений проявляются в следующих примерах:

а) воздействующий длительное время неприятный запах перестает ощущаться;

б) после погружения руки в холодную воду вода, нагретая до 30 градусов, воспринимается как теплая, хотя ее температура ниже нормальной температуры руки;

в) под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла), наблюдается обострение слуховой чувствительности;

г) А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета;

д) после слабого, близкого к пороговому, раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному цвету оказалась в течение долгого времени повышенной;

е) побыв в помещении, человек вскоре перестает ощущать легкий запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутит его.

2. Чем можно объяснить следующие явления?

1. Мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо.

2. При виде лимона умногих людей выделяется слю­на и ощущается вкус кислого.

3. Музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона.

4. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным уп­ражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

6. Почему водители не обращают внимания на игруш­ки, висящие на лобовом стекле их машины?

7. В романе Э.Л. Войнич есть эпизод, в котором Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От ее такого пронзительного голоса, – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту».

8. Если люди продолжительное время живут в эколо­гически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.

9. Человек, занимающийся йогой, может ходить по лез­вию ножа без обуви, не ощущая боли.

10. Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы.

11. Существует определенный порядок подачи спирт­ных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

12. Когда человек прислушивается, он прикрывает гла­за.

13. Человек не замечает тиканья часов в комнате.

14. Когда человек пьет горячий чай, он кладет много са­хара. После остывания чай кажется очень сладким.

3. Дополните предложения:

- Восприятие - …отражение предметов, ситуаций и событий при их … … на органы чувств.

- Обязательным компонентом процесса восприятия и формирования образа является….

- Обратная связь – существенное условие для … … образа восприятия.

- Восприятие, наряду с ощущением, обеспечивает … … познания.

- Наше восприятие объектов при их изменении в пространстве не меняется благодаря его ….

- Связь восприятия с процессами мышления проявляется в акте …, то есть в отнесении воспринимаемого объекта к некоторому классу.

- Влияние прошлого опыта на процесс восприятия получило название ….

- Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее … и … выделенный объект.

4. «Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит в предметах больше, чем глаз орла». Почему?

 

Занятие № 7

Внимание и память

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о внимании (определение, значение, функции).

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Управление вниманием.

5. Общая характеристика памяти, ее виды.

6. Процессы (механизмы) памяти.

7. Индивидуальные особенности памяти. Способы и приемы эффективного запоминания.

Литература

Основная

1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.

2. Немов Р.С.Психология.Кн. 1.,гл.19,М.,1994.

3. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.

4. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2002

Дополнительная

1. Общая психология: В 7 томах. Под ред. Б.С.Братуся, т. 4: Фаликман М.В. Внимание. М.,2006.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988, с.52-65.

3. Рибо Т. Психология внимания. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.

4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002, с. 291-299.

5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейте, В.Я.Романова.М., 2001, с.534- 542.

6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.М., 1972.

Вопросы для размышления

1. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своё мнение.

А) Кто не способен управлять своими мускулами, тот неспособен и ко вниманию.(Маудсли).

Б) Гений – это прежде всего внимание. (Ж,Кювье).

2. Что должен сделать спортсмен, услышав команду: «На старт, внимание…»

Задачи и упражнения

1. Приведите пословицы, поговорки, образные выражения, в которых зафиксированы проявления внимания.

2. В чем могут проявляться отрицательные эффекты внимания? Приведите примеры.

3. Определите, кто самый внимательный. Почему.

Как-то завязался спор, кто самый внимательный и один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже красную звездочку на фуражке. Оказалось, что это был пограничник».

4. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержки произвольного, а какие – непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними,, изменения в раздражителях;

В. создание привычных условий деятельности;

Г. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутренних словесных отчетов;

Д. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

5. О каких видах внимания идет речь в следующих примерах.

А. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавшй его факт. Сэтого мрмента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг пробретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.

Б. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего мимо скорого поезда и затем некоторое время сохраняют бдительность.

В. Девочка- подросток, читающая перед сном мелодраму, забывает о времени, жадно «проглатывая» страницу за страницей.

Г. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране.

Д. Преподаватель психологии, читая любую литературу, видит в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.

Е. Начавший смотреть фильм зритель сначала напрягался, чтобы понять сложную сюжетную канву, но постепенно втянулся и, совершенно неожиданно для себя, с интересом досмотрел фильм до конца

6. Используя различные приемы запоминания, продемонстрируйте, как можно запомнить материал по одному из вопросов к зачету по общей психологии.

7. Подберите из литературы примеры мнемотехнических приемов, которые можно использовать для запоминания различного рода материала.

Занятие 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных