ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Неосторожная преступность 4 страница
блемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени. По мере углубления непонимания и конфликтов в других сферах жизнедеятельности субъективное значение такого общения возрастает18. Поэтому и при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений («как все»), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.19 Поведение большинства дворовых, уличных компаний отличает проявляющаяся в различной степени криминогенная деформация. По выборочным данным, около 20% их членов не исключают возможности добывания денежных средств преступным путем, более 60% — рассматривают насилие как возможный способ разрешения конфликтов, а 30% — постоянно прибегают к нему на практике, более половины — всегда решают конфликты с другими группами путем применения силы. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о связи глубины деформации группового поведения, во всяком случае, со следующими характеристиками: предшествующее правонарушающее поведение отдельных членов группы; нравственная и правовая характеристика лидера, ядра группы; общественно полезная занятость ее членов; теснота контактов. Случаи совершения преступления предполагают, конечно, уголовно-правовое воздействие, изоляцию криминального ядра, части группы. Однако разобщение криминогенных группировок как профилактическая мера малоэффективно: на их месте возникают новые, содержание поведенческих характеристик несовершеннолетних это не меняет, поэтому более перспективным является комплекс мер по переориентации групп. Так, по исследовательским данным до3//, их участников согласны были бы заняться в свободное время какой-либо полезной для окружающих деятельностью, хотя инициативы в этом не проявляют. Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно, либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. В качестве крими- Преступность несовершеннолетних
нологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка различий «стартовых» (начальных) условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. В последние годы констатируется существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних. Профилактические резервы педагогических коллективов остаются нереализованными и потому, что школа склонна исключать предупреждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Существенных изменений в сложившееся положение не внес и закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который не отводит учебным заведениям ведущей роли в предупреждении правонарушаю-щего поведения, определив их функции по сути как вспомогательные: «принятие мер по воспитанию и получению основного общего образования», «оказание педагогической помощи» детям и подросткам с отклонениями в поведении, имеющим проблемы с обучением, «оказание помощи семье в обучении и воспитании детей» и т. п.20 Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, а индивидуальную работу с учащимися, осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, рассматривают как стороннюю функцию. В действительности же применяемые специализированными субъектами меры способны лишь дополнить, а не заменить общее воспитание. При этом школа является единственным институтом общества, который по сути специально предназначен для образовательной и воспитательной деятельности, располагая для этого профессионально подготовленными кадрами. Исследования правонарушающего поведения несовершеннолетних, продолживших обучение после школы (ПТУ, техникума) показывают, что отмеченные недостатки характерны и для учебных заведений других типов. Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно (пусть, не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся
предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики. Отмеченное выше свидетельствует о типичности связей несовершеннолетних правонарушающего поведения с криминогенной средой, об устойчивости таких связей. Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности (неуспешности) компенсирующего и коррегирующего воздействия субъектов общего воспитания и предупреждения. Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним. 14.4. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности несовершеннолетних Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего — микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков, либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно. Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц. Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологиче- Преступность несовершеннолетних
ские классификации мер профилактики. При этом целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, круг субъектов предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних. Общесоциальные меры. Социальные меры, реализующие антикриминогенный потенциал общества в целом, имеют основополагающее значение и для предупреждения правонарушающего поведения среди детей и подростков. К особо значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение в отношении рассматриваемой возрастной группы. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким отностится, например, комплекс мер, предусмотренных «Целевой Федеральной программой по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг.», меры, предлагаемые в проекте целевой программы на 2001-2005 гг. «Молодежь России». Существенны и общесоциальные меры, опосредованно влияющие на жизнедеятельность детей и подростков, предусмотренные, например, «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ», норматив-ныыми актами, направленными на охрану материнства и детства. Выдвижение преступности и правонарушений в молодежной среде в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой группы. Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на применение в отношении субъектов, совершивших преступления, либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы антикриминогенного воздействия микросреды, продолжающей оказывать негативное влияние на личность и поведение подростка.
Важнейшим нормативным актом, регулирующим специально-предупредительную деятельность в отношении несовершеннолетних, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.21 Он не только является первым федеральным законом, посвященным предупреждению преступлений и правонарушений лиц, не достигших 18 лет, но и первым федеральным законом, регулирующим профилактическую деятельность в целом. Закон является фундаментом будущей системы законодательства о регулировании деятельности по предупреждению правонарушающего поведения и безнадзорности детей и подростков, основанной на Конституции и общепризнанных нормах и принципах международного права, на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 2, 3). В качестве основных задач профилактической деятельности закон определяет: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков (ст. 3). Законодательно определен круг органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, основные направления их деятельности (ст. 11-25). Принципиально новым в законе является то, что важное место уделено вопросам, связанным с правовым статусом несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая деятельность, обеспечению защиты их прав и интересов. Так, установлен исчерпывающий перечень категорий лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальное предупреждение (ст. 5), определены их права (ст. 8), основания проведения индивидуальной профилактической работы(ст. 6). Первый опыт законодательного регулирования основ профилактической деятельности небезупречен. Отмечается, что правовые признаки безнадзорного и правонарушителя, причины безнадзорности и правонарушений в нем смешиваются, хотя в действительности они различны Преступность несовершеннолетних
и требуют разных подходов и мер нейтрализации. В результате подхода, определенного в законе, могут быть существенно ущемлены права и законные интересы безнадзорных подростков, контроль за поведением которых отстутствует.22 Сохранен и ранее негативно оценивавшийся специалистами «ведомственно-правоохранительный» уклон в организации профилактики и распределении круга полномочий между ее субъектами: важнейшие функции возлагаются не на субъектов общего воспитания, а на правоохранительные органы, прежде всего — на органы милиции, что определяет приоритет административных и уголовно-правовых форм и методов воздействия, в том числе и на ранних стадиях воспитания, исправления и перевоспитания.23 Дифференцируя меры специального предупреждения по моменту их реализации, к мерам ранней профилактики относят направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, к таковым относятся меры по выявлению неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсации недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, меры, направленные на обеспечение позитивной досу-говой занятости. Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений МВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судом к подросткам в связи с совершением ими правонарушений. Третья группа — это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель — перевоспитывающее воздействие, контроль и соци-
альная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления подростком. К таким мерам относятся контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, комплекс мероприятий по исправлению и прервоспитанию несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики еще не полностью оценен, как субъектами общего воспитания, так и правоприменительными органами. В результате деятельность по предупреждению правонарушающего поведения подростков в основном концентрируется на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики. Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Так, все Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принимавшиеся в последнее десятилетие, включали либо специальный раздел о предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи, либо определяли ряд направлений этой деятельности.24 Именно в соответствии с Федеральными целевыми программами было, например, положено начало разработке и реализации программ различных уровней, конкретных мер по предупреждению распространения наркотиков в молодежной среде; началось создание сети социальных приютов для несовершеннолетних, цетров психологической помощи для дошкольных и учебных учреж- Преступность несовершеннолетних
дений. В соответствии с Федеральной программой по усилению борьбы с престуггностью на 1999-2000 гг. продолжена разработка нормативной базы предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних. Меры, реализуемые на у ровне регионов, учитывают специфику характеристик преступности и правонарушающего поведения несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий, других криминологически значимых социальных факторов. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ борьбы с преступностью, специальных региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи, либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах. Например, программа борьбы с преступностью в Москве на 2000 г. включает раздел «Предотвращение детской безнадзорности и преступности», предусматривающий, среди других, меры по совершенствованию организации отдыха подростков, проживающих в неблагополучных семьях; создание банков данных предприятий, представляющих рабочие места несовершеннолетним; создание сети социально-реабилитационных центров. Меры, ориентированные на предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних, предусмотрены целевыми программами «Молодежь Санкт-Петербурга», «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 г.». Целевая программа «Развитие правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге на 2001-2004 гг.», например, в разделе, посвященном профилактике правонарушающего поведения, планирует реализацию мероприятий, направленных на противодействие распространению наркотиков в молодежной среде, мер по улучшению условий проживания, обучения и развития детей и подростков в медико-социальных центрах для несовершеннолетних с девиантным поведением. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков-правонарушителей. Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетне-
го. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 21) возлагает на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Очевидно, что сотрудники ОВД, участвующие в предупредительной деятельности в отношении конкретного подростка, не могут не учитывать индивидуальных особенностей его личности, поведения, негативных и позитивных микросредовых влияний. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они не стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены. Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют: • субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности; • субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление; • специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. К числу субъектов профилактики данной группы Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит, например, органы уп- Преступность несовершеннолетних
равления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи, другие учреждения социального обслуживания; органы по делам молодежи и их учреждения, службы занятости и другие. Среди субъектов, выполняющих профилактические функции в ряду более широких социальных задач, особо следует выделить органы управления образованием и образовательные учреждения, к числу которых относятся не только школы и профессиональные училища, но и любые другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс и реализующие в связи с обучением и воспитанием функцию предупреждения правонарушающего поведения детей и подростков. Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием многие проблемы пока сохраняются. Среди них — типичность слабого взаимодействия образовательных учреждений с другими, прежде всего со специализированными, субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, неумение значительной части педагогического персонала проводить воспитательную работу индиви-дуализированно, основываясь на учете специфических характеристик личности и поведения подростков-правонарушителей. Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно законодательно возложенным на них полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. В компетенцию суда, например, в настоящее время входит не только отправление правосудия в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших преступления, включая и применение к ним в предусмотренных законом случаях принудительных мер воспитательного воздействия, заменяющих наказание, но и назначение принудительных мер воспитания несовершеннолетним правонарушителям, освобожденным от уголовной ответственности. В процессе предстоящей судебной реформы, по-видимому, будут созданы специализированные суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды). Предполагается, что, как в большинстве европейских стран, они будут рассматривать дела о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, гражданские дела, существенно затрагивающие интересы детей (о лишении родительских прав, о передаче ребенка на воспитание одному из родителей и др.).
Профилактические функции прокуратуры реализуются, например, в процессе расследования уголовных дел о преступлениях против лиц несовершеннолетнего возраста, преступлении, совершенных несовершеннолетними, осуществляя надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних. Существенные по объему профилактические функции в отношении несовершеннолетних возложены на Министерство внутренних дел и его территориальные органы. Нормативные акты МВД РФ предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений и служб органов внутренних дел: подразделениям уголовного розыска — выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности — пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции)и т. д. В третью группу — группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних — входят такие, как комиссии по делам несовершеннолетних при городских, районных, поселковых, сельских органах исполнительной власти, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то воспитательные колонии призваны обеспечивать прежде всего индивидуальное предупреждение рецидива. Основные направления деятельности специальных субъектов предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних, объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанности их должностных лиц предусмотрены Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На комиссии по делам несовершеннолетних возлагается, например, координация деятельности всех органов и учреждений системы профи- Преступность несовершеннолетних
лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрение представлений образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений для правонарушителей. Функции специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (специальные общеобразовательные школы закрытого типа, специальные профессиональные училища закрытого типа, специальные коррекционные образовательные учреждения закрытого типа) включают обеспечение содержания несовершеннолетних, направленных в соответствии с постановлением судьи или приговором суда, обеспечение изоляции несовершеннолетних, контроля и наблюдения за ними при соблюдении личной безопасности подростков, максимальной их защищенности от негативных влияний. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении ряда категорий несовершеннолетних (совершивших правонарушения, в том числе и до достижения возраста административной ответственности; употребляющих наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества; освобожденных от уголовной ответственности или наказания и др.), а также в отношении родителей или законных представителенй несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по их воспитанию; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или других антиобщественных поступков, выявляют несовершеннолетних, оказавшихся без попечения родителей, ведут учет правонарушений несовершеннолетних на подведомственных территориях, выполняют ряд других профилактических функций различных направлений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|