ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функции государства в системе государственного регулирования экономикиРоль и сущностные характеристики системы государственного регулирования экономики предопределяют и раскрывают функции государства. Условно всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно разделить на две группы. Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Сюда следует отнести создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений потребителей, производителей, наемных работников, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Здесь государство как бы определяет, поддерживает и обеспечивает соблюдение определенных правил "рыночной игры". Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, которые направлены на стабилизацию экономических процессов, обеспечивают экономический рост, социальную справедливость и влияют на инфляционные процессы и т.д. Из всей совокупности функций государства приведем важнейшие. В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, но особое значение имеет для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, имеющих свободу выбора. Отсутствие законодательной регламентации этих сделок, их защиты исполнительной и судебной властью открывает простор для превращения "экономики договоров" в противоположность — "экономику диктата". А это парализует самое важное свойство рыночного механизма — способность автоматически регулировать спрос и предложение. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования наряду с пресечением самых грубых силовых форм нанесения ущерба. Невмешательство государства в Подобные ситуации означает потворство саморазрушающим силам, заложенным в рыночном механизме, ибо сам по себе рыночный критерий выгодности "слеп" по отношению к. способам обогащения. Государство не должно допускать нарушения норм и правил поведения на рынке, руководствуясь критериями общественного блага. Правовое обеспечение функционирования смешанной экономики определяет общие условия эффективного хозяйствования. Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение расслоения общества и криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, а также предотвращение стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих как экономических, так и политических целях. Важнейшей функцией государства является целевая функция, которая предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, представляющих собой целостную систему, имеющую определенную иерархическую структуру. Исходя из того, что регулирующий потенциал государства ограничен, иерархическая структура обусловливает распределение целей по степени их важности и времени реализации. Формирование целевой функции представляет собой весьма сложный процесс, связанный с выработкой стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. При постановке целевой функции государство берет на себя только то, что не подвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации. Можно выделить генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики. Генеральная цель государственного регулирования экономики — экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели обеспечивает большое количество конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют "дерево целей". Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах формируются в виде многоугольников: • треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен); • четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие); • пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость); • шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды). Наиболее распространенными являются так называемые магические четырех- и пятиугольники. Формирование "дерева целей" социально-экономического развития страны должно исходить из определенной цели и обеспечивать соблюдение интересов всего общества и государственной власти. А это вызывает определенные сложности. Объективно цели государственного регулирования экономики должны рождаться "внизу", идти от потребителей и интересов людей, способствовать и материальному, и духовному развитию всего народа. И при формировании "дерева целей" следует отталкиваться от принципа приоритета потребностей и интересов общества. Другая сторона формирования целей связана с государственной властью и реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать, ибо это может повлечь за собой непредсказуемые последствия. Отсюда вытекает необходимость выбора приоритетов. Причем здесь целесообразно исходить из той посылки, что неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Возникает необходимость формирования целей государственного регулирования по определенной иерархической структуре. Положение отдельных целей в "дереве целей" нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации. Важнейшими функциями государства являются: • направляющая икоординирующая, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей в общественном разделении труда; •распределительная и перераспределительная, связанные, как правиле, с сокращением различий в размерах доходов и имущества субъектов, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, между отдельными группами населения. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая политика и бюджетное регулирование; •стимулирующая, связанная с активизацией движущих сил развития общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и т.д.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении; •контрольная, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью контрольной функции является контроль со стороны государства за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития государства, а также стратегическими ресурсами. Государственный контроль осуществляется соответствующими контролирующими органами, а также органами управления различного уровня. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|