Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III) Политическая программа, деятельность П.А.Столыпина. Основы аграрной реформы




Программа правительства Столыпина – «порядок и реформы»: основная цель – наведение порядка в стране; для социальных и политических реформ требуется, прежде всего, государственный порядок.

1. Для наведения порядка, борьбы с террористами, боевыми организациями революционных партий, которые занимались «экспроприацией», т.е. грабежом казенного и частного имущества, правительство Столыпина проводит ряд чрезвычайных мер (по ст. 87 Основных государственных законов). 22 августа 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Суды учреждались генерал-губернаторами и главнокомандующими, состояли исключительно из офицеров. Дела рассматривались при закрытых дверях, без участия прокурора и защитника, не более 2-х суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение в течение суток.

2. Важнейшей из реформ правительства стала аграрная реформа. Ее цель – остановить революцию в крестьянской среде, создав класс сельскохозяйственной буржуазии – кулачества, который должен стать опорой правительства.

В первую очередь, правительство освободило от власти сельского общества личность крестьянина. 5 октября 1906 г. был принят высочайший указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян, по которому вводилась свобода избрания места жительства, отменялась круговая порука в уплате налогов, с 1 января 1907 г. отменялась подушная подать.

Следующим шагом правительства стал известный указ от 9 ноября 1906 г., освобождавший от власти общины земельную собственность крестьян-домохозяев. Разрешался свободный выход из общины и закрепление наделов в частную собственность.

Одним из направлений аграрной реформы стало переселение крестьян из центральных районов Российской империи в малонаселенные земли Сибири и Алтая, при активной финансовой поддержке правительства. Однако многие крестьяне не смогли организовать хозяйство в трудных климатических условиях Сибири.

IV) Деятельность II Государственной думы (518 депутатов) началась 20 февраля 1907 г. и завершилась 3 июня 1907 г. (Дума действовала 102 дня). Вторая Дума оказалась еще более «левой», чем первая. Большинство мест было опять у кадетов и трудовиков, но в выборах уже участвовали революционные партии: социал-демократы (66 депутатов), эсеры (37 деп.) и народные социалисты (16 деп.). Председателем Думы был избран земский деятель, кадет Ф.А. Головин.

Премьер-министр Столыпин выступил перед депутатами Думы с правительственной декларацией, в которой сообщал об аграрных законах правительства, принятых по ст. 87 Основных государственных законов, а также изложил программу будущих реформ: крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы, введение подоходного налога. Столыпин также сообщил о законопроектах, обеспечивающих свободу совести, неприкосновенность личности. Предполагалось ввести в действие новый Уголовный кодекс (подготовленный известным криминалистом Таганцевым), а также более либеральный Полицейский устав.

Однако «левая» оппозиция Думы встретила программу правительственных реформ критически (известный ответ Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»). Аграрные законы не были утверждены. Вместо этого «левые» фракции потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда в общенародную собственность. Была отвергнута резолюция «правых» депутатов о порицании революционного террора.

3 июня 1907 г. II Дума была распущена. Поводом для роспуска стало обвинение депутатов социал-демократической фракции в антиправительственном заговоре.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах в Государственную думу. Таким образом, были нарушены ст. ст. 7, 86 Основных государственных законов, по которым император осуществляет законодательную власть в единении с Государственной думой и Государственным советом, а самое главное, было нарушено одно из условий ст. 87, по которому чрезвычайные указы императора, принятые в период прекращения заседаний Государственной думы, не могли вносить изменений в основные государственные акты, в том числе и в Положение о выборах в Государственную думу («Третьеиюньская монархия», «третьеиюньский государственный переворот»).

 

Положение о выборах 3 июня 1907 г. (третий избирательный закон):

1) Число депутатов Думы сократилось с 524 до 442, главным образом, за счет населения окраин страны – Польши, Кавказа, Средней Азии.

2) Из 26 городов с отдельным представительством сохранилось только 7 – Петербург, Москва, Киев, Одесса, Рига, Варшава, Лодзь.

3) Возросло число выборщиков от первой курии – землевладельцев (с 31 до 50 %), сократилось от третьей курии – крестьянской (с 42 до 22 %), и, почти в два раза, сократилось от четвертой курии – рабочей (с 237 до 124).

4) Вторя курия – городская была разделена на две курии (съезда): съезд

крупных домовладельцев, промышленников и купечества (избирал 714 выборщиков); съезд мелких собственников и квартиронанимателей (570 выборщиков).

 

По новому избирательному закону 1 голос помещика приравнивался 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Таким образом, правительством было смоделировано благонамеренное большинство крупной буржуазии и помещиков, готовое поддержать правительственные реформы.

V) Деятельность III Государственной думы началась 1 ноября 1907 г. и завершилась 9 июня 1912 г. (III Дума стала единственной из четырех, которая дошла до конца 5-летнего срока полномочий). Опорой правительства П.А. Столыпина стала фракция «октябристов» (партия «центра»- крупной буржуазии и помещиков (148 депутатов)). Председателем Думы стал октябрист Н.А.Хомяков. Если правительство наводило порядок в стране, то «октябристы» голосовали вместе с «правыми» партиями (144 депутата); если правительство осуществляло демократические реформы, октябристы голосовали вместе с «левыми» партиями (кадетов – 54 деп., трудовиков – 14 деп., социал-демократов – 19 деп.). Благодаря «октябристскому (столыпинскому) маятнику», правительство могло проводить ту политику, которую считало необходимой.

Декларацию правительства III Дума встретила овацией. Было одобрено аграрное законодательство Столыпина, приняты законы о социальном страховании рабочих, о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях страны, а также законы, возрождавшие институт мировых судей.

Однако 1 сентября 1911 г. Петр Аркадьевич Столыпин был убит в Киеве анархистом Дмитрием Багровым.

VI) Деятельность IV Государственной думы началась 15 ноября 1912 г. и завершилась 25 февраля 1917 г. Дума была сформирована по избирательному закону от 3 июня 1907 г. как буржуазно-помещичья (председатель – М.В. Родзянко). Однако 1 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну, что обусловило усиление оппозиционных фракций.

Начало войны было встречено демонстрацией единства большинства Думы и правительства. Но начало пораженческого этапа в войне для России (1915 г.), а также развитие рабочего, крестьянского движения, обусловили раскол этого единства. Депутаты все более критикуют действия правительства. Начинается частая смена министров и премьер-министров («министерская чехарда»).

В августе 1915 г. в Думе был образован «Прогрессивный блок» (3/4 депутатов: кадеты, октябристы, прогрессисты, националисты) с целью создать Министерство общественного доверия, провести политическую амнистию.

В ходе вооруженного восстания рабочих и солдат в Петрограде 25 февраля 1917 г. Дума была распущена указом императора. Депутаты, не согласные с роспуском Думы, 27 февраля создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого в марте 1917 г. было сформировано Временное правительство.

 

Лекция 13. Февральская революция 1917 г. Государственная система власти и управления в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.)

I) Свержение монархии в России. Временное правительство. Вопрос об Учредительном собрании

Власть императора Николая II в Петрограде прекратила свое существование в ходе вооруженного восстания рабочих и солдат 27 февраля 1917 г.

Официальное отречение императора произошло в ночь со 2 на 3 марта 1917 г. в пользу брата Михаила. В Манифесте Михаила Александровича от 3 марта 1917 г. решение вопроса о власти передавалось Учредительному собранию (вопрос об Учредительном собрании поднимался в программах некоторых политических партий, в ходе рабочих забастовок еще в 1905 – 1907 гг.).

Как было указано в предыдущей лекции, после роспуска IV Государственной думы, либерально настроенные депутаты сформировали (27 февраля 1917 г.) Временный комитет Государственной думы. В то же время деятелями социалистических партий в Петрограде был создан Совет рабочих и солдатских депутатов.

По соглашению между Временным комитетом и Петроградским советом 1 марта 1917 г. было образовано Временное правительство – для поддержания порядка в стране. Возглавил Правительство председатель Всероссийского земского союза князь Г.Е. Львов. Состояло Правительство почти исключительно из кадетов.

3 марта была опубликована Декларация Временного правительства, в которой определялись задачи и программа его деятельности:

1. Полная политическая амнистия.

2. Предоставление гражданам демократических прав и свобод, установление равноправия солдат и граждан.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Создание милиции (вместо царской полиции).

5. Немедленная подготовка к созыву, на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования, Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

 

Таким образом, в первые дни русской революции было заключено соглашение между либеральными и социалистическими партиями о том, что только Учредительное собрание утвердит новый государственный порядок.

Будучи «временным», Правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе проводить какие-либо коренные реформы, но должно было сохранять порядок в стране, проводить т.с. подготовительные мероприятия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных