ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Трансакционный анализ в узком понимании этих слов — это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле — социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Создателем трансакционного анализа по праву считают американского психиатра и психолога Эрика Берна. Он не только создал этот метод, но подробно изложил его в своих многочисленных книгах («Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений)»: Пер. с англ. М., 1988; «Трансакционный анализ и психотерапия»: Пер. с англ. СПб. 1992, и др.).
рис. 13. структурная диа -грамма (объяснение в тексте)
Большое влияние на создание метода оказали работы Альфреда Адлера, который заложил основы социальной психологии и психиатрии. Его определение личности как комплекса интерперсональных отношений дало основание Берну для создания оригинального психотерапевтического метода, который по своей сути является методом социального переучивания, а поэтому показан прежде всего при лечении лиц с нарушением социальной адаптации (психопатии, алкоголизм, девиантное поведение у подростков и др.). Берн выделил три состояния личности, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре) (рис. 13). Структура личности по Берну отличается от структуры личности по Фрейду (Сверх-Я, Я, Око), а тем более — от структуры личности- по Юнгу, так как лишена комплексов, вытесненных в бессоз-
нательное. Подчеркивая это важное различие, Берн писал, что «Родитель, Взрослый и Ребенок — это не то же самое, что Сверх-Я, Я, Это или концептуальные построения Юнга, а феноменологические реальности».* Созданный Берном метод делится на несколько этапов: 1) структурный анализ; 2) Трансакционный анализ; 3) анализ игр; 4) анализ сценариев. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ Родитель (Р) по Берну — это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков, получаемых в наследство от предков. Это диктующая и повелевающая часть личности. Ее предназначение неоднозначно. С одной стороны, она выполняет важнейшие жизненные функции, в том числе воспитание детей, что обеспечивает выживание человеческого рода. Кроме того, она обеспечивает автоматизм жизненных реакций, когда человек поступает определенным образом в определенной ситуации только потому, что «так принято», освобождая массу времени на решение более сложных жизненных проблем. С другой стороны, это наиболее косная, ригидная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне Зоны критики. Ей могут быть свойственны и достойные постулаты («Защищать Родину от врага — святое дело»; «Предавать — подло» и т. п.), и самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать»; «Деньги не пахнут» и т. п.). При активизации в личности родительского состояния Я человек думает, реагирует и оценивает окружающий мир так же, как делали это его родители, когда он был ребенком. И даже тогда, когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести. Ребенок (Ре) живет в человеке вею его жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это * Э. Берн. «Трансакционный анализ и психотерапия»: Пер. с англ. СПб. 1992, с. 16.
в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Не следует считать ее незрелой. Без нее личность теряет всю прелесть неожиданности, теплоты, непосредственности, превращается в живого робота. Нельзя строго судить седого профессора, когда тот после лекции, проходя по двору, вдруг, хитровато оглянувшись и убедившись, что его никто не видит, прыгает и срывает высоко растущий лист с дерева. Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Это умение быть независимым от «непоколебимых» предубеждений Родителей и архаических порывов Ребенка. Это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Пример: Заведующий лечебным отделением, умница и профессионал высшей категории, слушает выступление главврача больницы, хорошо известного беспросветной ограниченностью, рутинностью мышления, мстительностью и полной неспособностью воспринимать мнения, отличающиеся от его руководящих представлений о действительности. Проследим за внутренними монологами заведующего отделением: — Сколько можно выслушивать бред этого идиота?! Сейчас встану и скажу все, что я о нем думаю. (Ребенок) — Ну и что? Прошибешь лбом стену? Все равно ничего изменить не сможешь. Только наживешь себе врага и обеспечишь бессонницу. Сиди и молчи. Молчание — золото. (Родитель) — Но ведь он сейчас загубит все сделанное отделением за год и сорвет план дальнейших работ! (Взрослый) В итоге заведующий отделением на трибуне. Подчеркнутое спокойствие интонации и доброжелательность в голосе. — Уважаемый Иван Васильевич абсолютно прав по следующим позициям (1, 2, 3...). Мне хотелось бы напомнить, что в прошлом году Иван Васильевич выдвигал несколько прекрасных предложений (1, 2, 3...). (Предложения должны быть изложены доступно для интеллекта главврача). Думаю, что, взяв за основу нашей работы эти неординарные предложения, мы получим хорошие ре-
зультаты, и вся клиника, которой руководит уважаемый Иван Васильевич, получит должную оценку общественности и Минздрава. В результате главный врач, совершенно убежденный, что именно он выдвигал эти прекрасные идеи, только в данный момент их несколько запамятовал, скромно кивает головой и полностью поддерживает своего подчиненного. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ Как уже упоминалось, трансакция — это взаимодействие двух или более людей. Она начинается с трансакционного стимула — того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием — трансакционной реакцией. Это может быть улыбка, нахмуренное лицо, отведенные в сторону глаза и т. д. Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Когда, например, в трамвае кто-то предупредительно отодвигается, чтобы уступить вам место, понятно, что ваше присутствие замечено. Вы садитесь, и возможны последующие трансакции: короткие реплики, доброжелательная беседа... Каждый знаком и с противоположной ситуацией, когда попытка пройти к выходу в тесном вагоне наталкивается на угрюмую неподвижность окружающих, а то и на реплику: «Куда прешься, как...» Разумеется, дальнейшая трансакция будет затруднительна, а если и возникнет, то в отрицательном, недоброжелательном плане. Все трансакции делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Цель анализа трансакций — научить пациента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.
Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию. Например, два человека взаимодействуют как Родитель — Родитель. Муж: «Давай отдадим сына в спортивную секцию». Жена: «Давай, но возить его будем по очереди» (рис. 14). Это может быть взаимодействие Ребенок — Родитель, когда жена нуждается в сочувствии и понимании со стороны мужа и получает их. Жена: «И кто это придумал есть три раза в сутки! Носишься с сумками по магазинам, а остальное время торчишь у плиты». Муж: «Ты права, полдня у плиты — с ума сойдешь. Полежи, почитай, а я что-нибудь придумаю. С голоду не умрем» (рис. 15).
Жена Муж Рис. 14. Дополнительные трансакции (объяснение в тексте)
Жена Муж Рис. 15. Дополнительные трансакции (объяснение в тексте) Взаимодействия на уровне Взрослый - Взрослый благоприятны в рабочей обстановке.
Руководитель Подчиненный Рис. 16. Дополнительные трансакции (объяснение в тексте)
Руководитель: «Я прошу Вас (вместо «приказываю») подготовить статистические данные к утру, чтобы я смог подготовиться к докладу». Подчиненный: «Хорошо, я возьму этот материал домой и вечером поработаю» (рис. 16). Основная особенность до- полнительных трансакций в том, что векторы взаимодействия параллельны, а следо-
вательно, никогда не пересекаются. Это правило не зависит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будут сохранять дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники обсуждением домашних дел (Родитель — Родитель), решают ли реальную проблему на производстве (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок — Ребенок). При дополнительных (параллельных) трансакциях человеческие коммуникации открыты, отношения искренни и плодотворны. При этом невербальное общение (взгляды, жесты, интонация) не противоречит смыслу произносимых слов. Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция. В качестве примера приведем опять ту же беседу мужа и жены, но уже не с параллельными, а с пересекающимися трансакциями. Муж: «Давай отдадим сына в спортивную секцию». Жена: «Мне еще этих хлопот не хватало! А кто возить его будет через весь город?» (рис. 17). Пациент Врач Рис. 17. Пересекающиеся транзакции (объяснение в тексте)
Муж Жена Рис. 18. Пересекающиеся трансакции (объяснение в тексте)
В пересекающихся трансакциях активизируется непреодолимое в данный момент состояние Я второго участника. Эти трансакции — постоянный источник семейных, служебных и бытовых конфликтов. Очень часто пересекающиеся трансакции возникают у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивными предложениями и разумными замечаниями, а получает поверхностный, авторитарный ответ Родителя Ребенку. Трансакци-
Рис. 19. Скрытые (угловые) трансакции (объяснение в тексте)
пересекаются и дальнейшее взаимодействие этих двух личностей обречено на провал (рис. 18). В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник транс акции на обращение Взрослого к его Взрослому реагирует Детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать, либо став Родителем и дополняя проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого. Самому пациенту проанализировать трансакции трудно, поэтому сделать это лучше с помощью психотерапевта. Кроме простейших трансакций, какими являются дополнительные и пересекающиеся, существуют двухуровневые трансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Берн называет его социальным), а второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюбленные.... Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать». Она: «У меня как раз пара часов свободных. Я так люблю интересные книги». На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне — это разговор Ребенка со Взрослым, и его содержание — сексуальные взаимоотношения. Анализируя подобные игры, Берн пишет: «На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз» (рис. 19). Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Прийдя утром с похмелья, он сообщает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается». Сотрудник: «У каждого бывает» (рис. 20). Алкоголик Сотрудники Рис. 20. Скрытые трансакции (объяснение в тексте) Видимая трансакция Взрослый — Взрослый. На самом деле трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алкоголика ищет снисхождения у Родительского состояния Я собеседников. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный смешок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, Клауд Штейнер называет «трансакцией виселицы». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|