Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфликт и взаимоотношения в детской спортивной команде




 

Развитие общества, коллектива, личности невозможно без борьбы противоположных идей и позиций, столкновение различных точек зрения и мнений, преодоление различных противоречий и разногласий. Жизнь без конфликтов не возможна, особенно в спорте. Во-первых, потому, что смысл спортивной деятельности, ее главная содержательная сторона, заключается в стремлении спортсмена или команды к победе, первенству, превосходству над противником, которое достигается в результате соревнования людей и стратегий, соперничество в силе, ловкости, техническом мастерстве. Во-вторых, спорт, как всякая социальная система, подвержен тем же законам поступательного развития, что и в обществе. В спорте, как и везде, новое, прогрессивное отстаивает право на существование в борьбе, в преодолении консерватизма и устоявшихся форм и взглядов.

В теории психологии под конфликтом понимают «действие одновременно равной силы, на противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения». Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

Неприятие идей, методов, способов деятельности, спор и разногласия по вопросам морали, нравственности и манеры поведения, все это можно отнести к конфликту. Анализ конфликтных различных ситуаций, позволило выделить некоторые их разновидности. Прежде всего, конфликты следует различать по направленности, значимых системам ценностей, потребностям, идейной убежденности тех людей, которые в них участвуют. Единственно, масштаб конфликтов и количество участвующих в них людей могут быть различными.

По этому признаку можно выделить: социальный, межгрупповой, межличностный, внутриличностный конфликты. Все эти разновидности конфликтов присуще спорту и в той или иной форме проявляются в нем.

Межгрупповой конфликт возникает в момент состязания команд или спортивных групп. Он проявляется не только в единоборствах, но и там, где спортсмены контактируют друг с другом [45].

Однако, публичность межгрупповых конфликтов в разных видах спорта различна. В таких видах спорта, как футбол, бокс, гандбол, они очевидны для всех, проявляются ярче и встречаются чаще, нередко принимают крайне обостренные формы, выражаются в агрессивном поведении по отношению к спортсмену (толчки, удары, запрещенные удары).

Межличностный конфликт - это столкновение интересов и взглядов двух или более личностей, несовместимость их нравственных начал и норм поведения, неудовлетворения значимых для них потребностей и ценностей. Межличностные конфликты могут происходить как между спортсменами разных команд, так и внутри одной команды.

«Конфликт, как крайняя форма негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психологическую направленность конфликтующих личностей, всего коллектива. Повышенная эмоциональная возбудимость мешает пониманию смысла слов и поступков, обостряет чувство обиды и неудовлетворенности» [20].

Спортсмен, будучи в состоянии психической напряженности, в любом действии, жесте противника видит негативный смысл, враждебность, дает необоснованные и преувеличенные обобщения, приписывает ему не существующие отрицательные черты, судит о нем всегда категорично, без глубокого анализа причин его поведения. Каждый из конфликтующих сторон остро ощущает только то, что претерпевает в конфликте он, какие страдания и переживания приходится испытывать ему. Собственные ответные действия кажутся не значительными, не приносящими желательного эффекта. Для их усиления разрабатываются такие пути, средства и методы воздействия на противника, которые смогут принести ему больше страданий, неприятностей и вреда.

Межличностные конфликты могут быть:

по времени - длительными и кратковременными;

по направленности - обоюдными, двухсторонними и односторонними;

по форме проявления - скрытыми и открытыми;

по последствиям - разрушительными и созидательными;

по замыслу - намеренные, имеющие цель и непреднамеренные;

по сфере, в которой они возникают - деловыми и бытовыми, неформальными.

Предлагаемая классификация конфликтов далека от полноты и завершенности; это чрезвычайно сложная и многосторонняя проблема, совершенно не разработанная в спорте [20].

Схема конфликтов в межличностных отношениях

Психофизиологическая несовместимость:

спортивное мастерство,

росто-весовые показатели,

форма общения и коммуникаций.

Психологическая несовместимость:

конфликты в системе «спортсмен - спортсмен» и «тренер - спортсмен»,

психические состояния.

Социальная несовместимость:

плохие спортивно-производственные условия,

неудовлетворенность бытовыми факторами,

организационные упражнения.

Как всякий род человеческих отношений, конфликты в споре поддаются управлению. Человек хозяин своих слов и действий, поэтому от него зависит, как и по какому руслу будут развиваться те или иные события, как будут складываться та или иные коммуникации. Взаимное предвидение участниками общения поступков и характера реакций друг друга помогает правильно строить межличностные отношения. Любой конфликт можно предупредить, если обе стороны в этом заинтересованы [21].

В зарождении конфликта инициатором бывает кто-то один, другой в этот момент стоит перед выбором:

. согласиться хотя бы внешне с позицией и претензиями того, кто проявил агрессивность;

. оставить без внимания, провоцирующие на конфликт слова и действия;

. отреагировать так, чтобы не подвергал испытанию своего достоинства, исчерпать конфликт;

. отреагировать агрессивно, умело пойти на конфликт.

Остановившись на том или ином решении, вторая сторона переходит к его воплощению в действие. На этой стадии еще можно предупредить или устранить конфликт, если для этого будут подобраны средства и методы [7]. Если тренер видит, что на кануне ответственных игр ученики проявляют нервозность, обстановка в команде накалена и конфликт «висит в воздухе», то для нормализации психического состояния спортсменов он должен:

1.Пересмотреть характер тренировочных нагрузок, их интенсивность, объем, интервалы отдыха.

2.Продумать средства реабилитации, которые соответствуют индивидуальным вкусам и потребностям воспитанников.

.Во время тренировочных сборов и соревнований лиц с невротическим характером реакций поселить со спортсменами, имеющими уравновешенную нервную систему.

.Свое общение с учениками строить так, чтобы оно не вызывало у них негативных реакций.

.Оперативно вмешиваться в устранение причин, вызывающих конфликт.

Таким образом, предупредить конфликт - это значит вовремя почувствовать натянутость и напряженность отношений, устранить всякие поводы и причины для недовольства, агрессивных высказываний и действий. Предупредить конфликт нельзя без появления одной из сторон такта в общении, сдержанности в отрицательных эмоциях, уступок в мелочах, помощи, искреннего отклика, не желания того, с кем вяжется спор и т.д. [17].

Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная практическая проблема, стоящая как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами полупрофессиональных спортивных команд.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая следующее:

·противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

·противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;

·несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта - один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также нелегко.

Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (тренер - спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение.

Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться.

При проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе необходимо:

. проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения;

. выявить его возможные последствия для выполнения коллективом поставленных задач и качества межличностных отношений;

. обосновать выводы, вытекающие из условий возникновения конфликта, и его возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем;

. нейтрализовать антагонистический эмоциональный настрой противников, подчеркнув совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности;

. объективно оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.

Если партнеры высказывают спорные суждения, нужно уточнить, в чем они видят конкретные возможности для решения конфликта, пусть они почувствуют свою ответственность за ситуацию в коллективе. При принятии решений необходимо учитывать соответствующие предложения участников, конструктивно и критически разбирать изложенные позиции, четко и недвусмысленно обрисовать пути и условия разрешения конфликта, а также требования, предъявляемые к поведению членов коллектива, и, прежде всего, к виновникам конфликта.

Чем убедительнее будет обоснована позицию по отношению к виновникам конфликта (после доходчивого изложения причин и следствий, условий и следствий, цели и образа действия при разрешении конфликтной ситуации), тем в большей степени это будет способствовать стабилизации отношений в коллективе.

Подводя итог вышесказанному, мы пришли к выводу, что конфликт согласно положениям, предложенным специалистами в сфере психологии, конфликтологии и социологии выполняет ряд функций способных оказывать как конструктивное, так и деструктивное воздействие на группу и личность. Деструктивное воздействие конфликта на малую группу заключается в возможности раскола группы на группировки, в снижении степени сплочённости, ухудшении качества совместной деятельности, эскалация насилия. Проявление деструкции в отношении личности участников конфликта заключается в возможности чрезмерного эмоционального напряжения, снижение эффективности индивидуальной деятельности, блокирование развития личности, из-за несвоевременного разрешения конфликтных ситуаций и другие. Характерным является то, что в зависимости от характера социальной ситуации, и, прежде всего способности субъектов эффективно разрешать актуализированные противоречия конфликт способен конструктивно влиять как на группу, так и на личность. Так конфликт может способствовать усилению групповой сплочённости, снятию напряжённости между антагонистами, получению ранее недоступной или неосознанной информации, структурированию группы, формированию групповых ценностей и норм, поддержание определённого уровня социальной активности и в конечном итоге разрешению самого актуализированного противоречия, лежащего в его основе. В отношении личности участников конфликта его конструктивность проявляться в возможности перехода на более высокий уровень развития, мобилизации физиологических и психологических ресурсов, проявлению творческих способностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных