Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ссоциалистическая индустриализация в Казахстане: особенности и результаты.




Отсталая колониальная экономика Казахстана, перенесшая разорительные последствия первой мировой и гражданской войн, оказалась ещё в более тяжелом положении, чем промышленно развитые регионы страны.

 

В 1920 – 1921 гг. восстанавливались лишь отдельные предприятия, а в целом этот процесс успешно развернулся только во второй половине 1922 г. Переломным в восстановлении народного хозяйства республики стал 1923 г.

 

Восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалистической индустриализации. К этому времени значительно окреп и начал развиваться социалистический сектор в промышленности и на транспорте, возникший после Октября 1917 г. на базе национализированных частных предприятий, его удельный вес во всей промышленности Казахстана достигал 64, а в крупной - 97,2%. Все железнодорожные линии, а также водные артерии с их подвижным составом, пристанями и т.д. также находились в государственной собственности.

 

Осуществление социалистической индустриализации страны, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость республики, в условиях которой казахскому народу предстояло, по замыслам Коммунистической партии и Советского правительства, совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Восстановление народного хозяйства, в особенности промышленности, затянулось. К началу 1926 г. промышленность республики достигла лишь 61, а сельское хозяйство - 82,9% уровня 1913 г.

 

К началу индустриализации богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых в республике только начали изучаться, поэтому новое промышленное и железнодорожное строительство проводилось во многих случаях без должной подготовки.

 

Основная борьба разгорелась между двумя точками зрения. Согласно первой, главным проводником, которого был Ф.И. Голощекин, Казахстану отводилась роль сырьевой базы промышленно-развитых регионов страны.

 

Против этого выступал крупный политический деятель С.Садвакасов, который поддерживал идею индустриализации с максимальной выгодой для республики и с учетом ее экономических возможностей, природных и человеческих ресурсов. Он отмечал, что политика партии и ее руководителей на окраинах мало, чем отличаются от прежней политики, которая видела в окраинах, главным образом, сырьевую базу для центральной промышленности.

 

Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей - нефтяной, угольной и цветной металлургии, которые на длительное время определили индустриальный облик республики, характер сырьевой направленности ее промышленности. На базе реконструированных предприятий работали Риддерский полиметаллический комбинат, Карсакпайский медеплавильный комбинат, Иртышский медеплавильный завод и др. Были построены Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, строились Текелийский полиметаллический и Джезказганский медеплавильный комбинаты, Усть-Каменогоркий свинцово-цинковый завод и др. Это были в большинстве своем предприятия цветной металлургии, крупнейшие не только в Казахстане, но и в стране.

 

Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной кочегаркой страны.

 

По добыче нефти Казахстан вышел на третье место (после России и Азербайджана). Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 г. вошел в строй Актюбинский химкомбинат, начавший производить фосфорные удобрения. Успешно работал Аралосульфат, началась подготовка к освоению богатейших месторождений фосфоритов Каратау и т.д.

 

Восстановление старых, строительство новых и техническая реконструкция предприятий, в особенности в тяжелой индустрии, требовали создания соответствующей мощной энергетической базы. В связи с этим были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Чимкентского свинцового завода, Актюбинского химкомбината, Ачисайского полиметалического комбината и др. Производство электроэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз.

 

Значительные успехи были достигнуты в легкой и пищевой промышленности: вошли в строй и успешно работали обувная и две швейные фабрики в Алма-Ате, кожевенный комбинат и мясокомбинат в Семипалатинске, Гурьевский рыбоконсервный и Алма-Атинский плодоовощной комбинаты, первые сахарные заводы в Талды-Кургане, Мерке и Джамбуле, табачная фабрика в Алма-Ате, ряд мельничных комбинатов, хлебо- и маслодельных заводов.

 

Другой особенностью индустриального развития Казахстана в этот период было выдвижение на передний план наряду с цветной металлургией, нефтяной, угольной и другими в основном добывающими отраслями, тяжелой промышленности, транспорта, в особенности железнодорожного. В 1928-1940 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Были построены Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией, основные участки трансказахстанской магистрали, сыгравшие большую роль в освоении природных богатств Центрального Казахстана. Линии Рубцовск-Риддер обслуживала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, Уральск-Илецк связала районы республики с Оренбуржьем и другими промышленно развитыми областями России.

 

Но, несмотря на огромные успехи Казахстана в индустриальном развитии, в этом процессе имелись существенные проблемы и недостатки. Главным из них была сырьевая направленность промышленности республики.

 

В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении, в особенности его ведущих отраслей – таких, как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т.д. Из-за слабости или отсутствия ряда ведущих отраслей легкой промышленности большинство предметов потребления (одежда, обувь, ткани и т.д.) ввозились из-за пределов республики. Кроме угля, нефти, руды из Казахстана в Россию, Среднеазиатские и другие республики вывозились соль, хлопок, зерно, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье.

 

Казахстан ввозил большое количество машин, металлических изделий, цемента, лесных грузов и др. в основном из России.

 

Однобокое развитие промышленности Казахстана, заложенное еще в колониальный период и продолженное в последующее время, в том числе и в послевоенные годы, сказывается до сих пор.

 

Индустриальное развитие Казахстана в 1926-1940 гг. Имело ряд крупных социально-экономических последствий, к числу которых в первую очередь следует отнести превращение его из аграрного в индустриально-аграрный, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики и формирование рабочего класса, в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.

Осуществление социалистической индустриализации страны было намечено на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Но этот процесс в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928—1932 гг.).

 

Восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня. На осуществление индустриализации повлияла социально-экономическая отсталость края. Слабо были развиты средства связи и транспорт. На тысячу километров территории приходилось лишь около 1 км железных дорог. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было. В экономике Казахстана по-прежнему преобладало сельское хозяйство, на его долю приходилось 84,4% всей валовой продукции, 90% населения проживало в сельской местности.

 

Определяя пути преодоления фактического неравенства отсталых народов Востока, в том числе и казахского, В. И. Ленин и партия большевиков выдвинули в этот период программу стремительного перехода от феодализма к социализму, «минуя мучительную капиталистическую стадию развития», Такой переход, по замыслу большевиков, был возможен, благодаря всесторонней помощи отсталым, слабо развитым национальностям и народностям со стороны передовых наций, в частности, русской. По Ленину, это путь не только сокращенного, но прежде всего ускоренного развития, такого развития, при котором народы развитые, а также отсталые шли к социализму единым фронтом, выравнивая общий уровень экономики и культуры.

 

Искусственное ускорение этого процесса, партийно-политическая нетерпимость к подтягиванию отсталых народов до уровня передовых скорее всего привели к ущемлению прав человека, негативному отношению к культурным наследиям прошлого, к постепенному сползанию на тоталитарные методы руководства страной. На практике было проигнорировано ленинское положение о долгих и трудных муках рождения социализма в нашей стране вообще, а на просторах такой отсталой национальной окраины, каким был Казахстан в 20-е годы, — в особенности.

 

В 1929 г. после того, как административно-территориальное устройство Казахстана было, в основном, завершено, правительство Казахской АССР в годы индустриального развития переехало из Кзыл-Орды в Алма-Ату, ставшую столицей Казахстана.

 

Трудности индустриализации края, вызванные и экономической, и культурной отсталостью республики, усугублялись умышленным свертыванием НЭПа, а также возрождением методов работы периода «военного коммунизма», заменой власти народа властью личной диктатуры, насаждением командно-бюрократического метода руководства.

 

Эти деформации в Казахстане связаны с именем и деятельностью Ф. И. Голощекина, работавшего первым секретарем Казкрайкома партии в 1925—1933 гг. И тем не менее, индустриальный прогресс Казахстана в 20—30-х годах шел достаточно высокими темпами.

 

Налаживалась, хотя и медленно, работа хлопкоочистительных заводов на юге республики, кожевенных заводов, шерстомоек и других предприятий легкой промышленности. Восстановленные пимокатный, овчинный, кожевенный и чугунолитейный заводы в Петропавловске в 1923 были соединены в единое предприятие — промкомбинат. Начали работать перерабатывающие предприятия в Алма-Ате, Чимкенте и Талгаре.

 

Некоторые шаги были сделаны в восстановлении тяжелой промышленности. Более быстрыми темпами возрождались нефтяные промыслы Эмбы и Доссора. Уже в 1925 году они превысили уровень 1913 года. Успешно шла техническая реконструкция производства. Для добычи применялись глубинные насосы, развертывалась электрификация промыслов, обновлялось оборудование, применялись геофизические методы разведки. Успешно работала и полиграфическая промышленность, быстро достигая довоенного уровня, благодаря чему резко расширилось издание газет на казахском и русском языках.

 

Рабочие Риддера восстанавливали шахты, рудники, обогатительные фабрики, электростанции, железные дороги и другие объекты. Но из-за недостаточности оборудования и денежных средств эти предприятия были переведены на положение технической охраны и только в 1925 г. возобновились дальнейшие работы по восстановлению. Бездействовали Карагандинские и Экибастузские копи, Спасский завод, Успенский рудник и другие горнодобывающие и горнозаводские предприятия. Лишь в конце 1925 г. начались работы по восстановлению Карсакпайского медеплавильного завода и его узкоколейной железной дороги Байконур—Карсакпай—Джезказган.

 

Особое внимание уделялось транспорту, без налаживания успешной работы которого нельзя было осуществить главную задачу НЭПа — восстановление экономических связей между городом и деревней, между промышленными предприятиями и сельским хозяйством.

 

Основной железнодорожной артерии республики — Оренбургско-Ташкентской магистрали выделялось значительное число паровозов, вагонов, топлива, различных материалов по развитию НКПС. Сюда направлялись высококвалифицированные железнодорожные командиры транспортного хозяйства и т. д. Строились и новые, особенно «хлебные линии», как продолжение сооружения Семиреченской железной дороги до станции Луговая и далее до ст. Пишпек, дорога Петропавловск — Кокчетав, а также линия Славгород — Кулунда — Павлодар — Южно-Сибирской магистрали и т. д. Первые две линии служили для вывоза хлеба из Семиречья и Северного Казахстана в голодающие регионы страны, а последняя — для вывоза соли из Коряковских промыслов.

 

Самым же важным объектом строительства в Казахстане в годы индустриализации была Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). Решение союзного правительства о строительстве было принято 3 декабря 1926 года. При СНК РСФСР был создан Комитет содействия строительства Турк-сиба под председательством Т. Рыскулова. По его рекомендации при разработке проекта и строительства Турксиба активное участие принимал крупный специалист, в 1906 г. окончивший Петербургский институт инженеров транспорта, М. Тынышпаев.

 

В апреле 1927 года одновременно с севера (Семипалатинск) и юга (ст. Луговая) началось сооружение дороги. Строительство магистрали приняло всенародный характер. К октябрю 1927 года на трассе работало более 2000 рабочих, в т. ч. свыше 800 казахов. В те же годы развернулось строительство железнодорожной линии Гурьев — Доссор. Однако по уровню развития железных дорог Казахстан еще отставал от многих республик.

 

Богатейшие месторождений полезных ископаемых стали основой для преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане. В особенности ее добывающих отраслей — нефтяной, угольной и цветной металлургии, которые на длительное время определили индустриальный облик республики, сырьевой характер в направленности ее промышленности. На базе реконструированных предприятий работали Риддерский полиметаллический комбинат, Карсакпайский медеплавильный комбинат, Иртышский медеплавильный завод и др. Были построены Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, строились Текелийский полиметаллический и Джезказганский медеплавильный комбинаты, Усть-Каменогорский свинцовоцинковый завод и др. Это были в большинстве своем предприятия цветной металлургии, крупнейшие не только в Казахстане, но и в стране.

 

Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 году приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей, после Донбасса и Кузбасса, угольной кочегаркой страны.

 

По добыче нефти Казахстан вышел на третье место (после России и Азербайджана). Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 году вошел в строй Актюбинский химкомбинат, начавший производить фосфорные удобрения. Успешно работал «Аралосульфат», началась подготовка к освоению богатейших месторождений фосфоритов Каратау.

 

Восстановление старых, строительство новых и техническая реконструкция всех предприятий, в особенности тяжелой индустрии, требовали создания соответствующей мощной энергетической базы. В связи с этим были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Ачисайского полиметаллического комбината и др. Производство электроэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз.

 

Значительные успехи были достигнуты в легкой и пищевой промышленности: вошли в строй и успешно работали обувная и две швейные фабрики в г. Алма-Ате, кожевенный комбинат и мясокомбинат в Семипалатинске, Гурьевский рыбоконсервный и Алма-Атинский плодоовощной комбинаты, первые сахарные заводы в Талды-Кургане, Мерке и Джамбуле, табачная фабрика в Алма-Ате, ряд мельничных комбинатов, хлебо-и маслодельных заводов.

 

Особенностью индустриального развития Казахстана в этот период было выдвижение на передний план, наряду с цветной металлургией, нефтяной, угольной и др., железнодорожного строительства. В 1928—40 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Была построена Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией, основные участки трансказахстанской магистрали, сыгравшие большую роль в освоении природных богатств Центрального Казахстана. Линия Рубцовск—Риддер обслуживала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, Уральск—Илецк связала районы республики с Оренбуржьем и другими промышленно развитыми областями России. Все это развивало машиностроительный облик Советского Союза, но, к сожалению, Казахстан закреплялся как сырьевой придаток этого мощного индустриального гиганта.

 

Среди рабочих на предприятиях Казахстана, как и в других районах страны широкое распространение получили движения ударничества, Коммунистические субботники, социалистическое соревнование, стахановское движение, движение многостаночников и другие формы починов. Прославленными стахановцами были Т. Кузембаев и М. Ракишев — шахтеры Караганды; С. Зурбаев и С. Джанбатыров — буровые мастера; Б. И. Ихласов и Т. Турышев — бурильщики; Т. Сарбаев, А. Маженов, Г. Балгаев — железнодорожники Турксиба.

 

Индустриальное развитие Казахстана такими высокими темпами стало возможным только благодаря всесторонней помощи России, Украины и других промышленно развитых республик Советского Союза. Помощь эта приняла широкий размах и разнообразные формы.

 

Индустриальное развитие республики в 1926—40 гг. имело ряд крупных социально-экономических и демографических последствий. Из рабочих поселков превратились в города: Караганда (1932 г.), Риддер (Лениногорск, 1934 г.), Аягуз (1937 г.), Балхаш, Степняк, Аральск (1938) и т. д. Если в 1928 г. в республике было 44 города и рабочих поселков, то в 1939 г. их стало 81. За это время удельный вес городского населения вырос с 8,2% до 27%. В 1927—39 гг. механический прирост населения городов Казахстана в основном за счет стихийной миграции превысил более 1,8 млн. человек. Это были в подавляющем большинстве русские, украинцы, белорусы. И, как результат такой политики, в 1939 году удельный вес русских в составе городского населения достиг 57,7%, а казахов — 21,9%.

 

В итоге мощного миграционного потока в Казахстан, а также голода 1931—33 гг. казахи на своей исконной территории превратились в национальное меньшинство. Удельный вес русскоязычного населения вырос в 1926—39 гг. с 20,9% до 40,2%. Свыше 80% вновь прибывших были вчерашние крестьяне-переселенцы. Среди привозных рабочих было немало случайных, ищущих легкой жизни людей. Некоторые из них выступали подстрекателями конфликтов с администрацией и местным населением.

 

В этих условиях первоочередной задачей стала подготовка своих казахстанских кадров. В республике развернулась борьба за овладение новой техникой. На предприятиях и стройках создавались школы и курсы производственного обучения. В Караганде, например, сотни шахтеров занимались в школах мастеров труда. На Чимкентском свинцовом заводе работало 50 школ новаторов производства. Передовики производства России, Украины, Азербайджана заботились о том, чтобы рабочие-казахи успешно овладевали новыми профессиями, передовым опытом. Благодаря этой помощи значительно ускорилось формирование квалифицированных национальных кадров в ведущих отраслях промышленности Казахстана. В этом ярко проявлялась братская дружба народов СССР.

 

Крупным источником пополнения рядов рабочего класса стала система государственных трудовых резервов, созданная в конце 1940 г.

 

Индустриальное развитие Казахстана в 1920—30 гг., да и весь последующий период, шло, как уже было подчеркнуто выше, по пути сырьевого придатка центра.

 

В республике отсутствовали предприятия по переработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении и его ведущих отраслях, таких как станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, тракторостроение и др. Из Казахстана в Россию и в другие республики вывозились металл, уголь, соль, хлопок, зерно, шерсть и другое сырье. Такой существенный пробел в развитии промышленности продолжался и в последующие годы, крайне негативно он отражается и ныне, когда республика провозгласила о своем суверенитете и оказались нарушенными хозяйственные отношения между субъектами бывшего Союза в связи с развалом СССР.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных