ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема субъекта и объекта познания. Познание – это деятельность сознанияПознание – это деятельность сознания. В структуру познания входят: 1. субъект познания; 2. Объект познания; 3. Средства познания (теории, концепции, приборы и т.д.); 4.цели; 5.результаты познания. В переводе с латыни subjectum –подлежащее, objectum – предмет. Начиная с 17 в., с Декарта, «субъект» соотносится с понятием «объект». Декарт весь мир разделил на субъект и объект. Итак, под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная, практическая и иная деятельность. Взаимодействие субъекта и объекта включает три аспекта: 1.познавательный, 2.оценочный и 3.деятельностно-практический. Познавательная и оценочная деятельность всегда вплетена в практику. Цель и идеал познания – получение объективных, истинных знаний о мире. Герменевтика, логический позитивизм и др. направления философии 20 в. отмечали, что знание всегда несет отпечаток эпохи, языка, ценностей и т.д., т.е. того, чем характеризуется субъект. Т.е. субъект не зеркально отражает мир, а по-своему, субъективно. Субъект имеет общественно-исторический характер. Да и объект имеет общественно-исторический характер, например, микроорганизмы существовали миллионы лет, но объектом познания они стали с изобретением микроскопа. О соотношении субъекта и объекта и об их представленности в итоговом знании (истине) Объективные Т.е. из знания можно убрать все, что привносит в знание субъект познания и исключить зависимость знаний от приборов и используемых теорий и методов и получим чистое объективное знание. Знание – единство субъективного и объективного (отказ от принципа противопоставления, оппозиции субъекта и объекта, отказ от бинаризма, как говорят постмодернисты). Т.е. знания противоречивы. Следует это учитывать, используя знания. Но стремление к объективному знанию – это идеал познания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|