ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раннегреческие филосовские школы. Космоцентризм, идеи диалектики (Милетская школа, Гераклит)Античной наз-ся философия, выработанная греческими философами, проживающими на территории современной Греции, а так же в греческих полисах Малой Азии, Крыма, Средиземноморья. Историю античной философии можно разделить на след периоды: 1.Философия греческих полисов или ранняя(досократовская)греческая натурфилософия (4-5 век до н.э) Натурфилософия(философия природы)-сов-ть филосовских попыток истолковать и объяснить природу, основываясь на переживании окр мира или сопоставляя определённые знания из области естественных наук.(Милетская школа-Фалес, Школа Пифагорцев, Школа Элейская (Демокрит) Черты характерные: Ярко выраженный космоцентризм,разработка учения о человеке,поиск первоначала,породившего все сущее Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.) Милетская школа получила своё название от города,где была основана-Милета,крупный торгово-ремесленного и культурного полиса в Ионии(современный Балат в Турции)Философы школы выступали с материалистической позиции,занимались не только философией,но и другими науками,точными и естественными.Фалес из Милета-основатель милетской школы,один из самых первых выдающихся греческих философов.Аристотель приводит 4 тезиса,которые могут восходить к устному учению Фалеса:1)всё произошло из воды2)земля плавает по воде подобно дереву3)»всё полно богов»4)магнит(янтарь)»имеет душу№,т.к движет железо.Фалесу(Филону)припысывают изречение «Познай самого себя»Милетская школа важна не своими достижениями,а исканиями.Она была вызвана к существованию благодаря контактам Греции с Вавилонией и Египтом. Пифагорейцы-сторонники и последователи Пифагора из Ионии.В противоположность ионийским мыслителям,которые первоосновой явлений природы считали отдельные вещества-воду,огонь,Пифагор основой считал числы,которые яв-ся фундаментом,который образуют порядок во Вселенной и в обществе.В первые,кто серьёзно занялся математикой,отсюда и развилось воззрение,согласно которому принципы математики-числа,одновременно яв-ся и принципами мира,а числовые отношения,пропорции-отражением гармонии самого мира.Поэтому мир стал наз-ся «космосом»,в силу господствующего в нём порядка и гармонии.Познание мира должно заключаться в познании чисел,управляющих этим миром. 2. Эллинская философия классическая Древней Греции (4 в до н.э)-софисты,Сократ,Платон 3. Эллино-римская философия,т.е распространение и продолжение эллинской философии в возникающей, а затем распадающейся Римской империи(с 3 в до н.э до 5 в н.э)
В древнегреческой философии принято выделять также атомистику-материалистическую школу,представители которой(Демокрит)»первокирпичиком»всего сущего считали микроскопические частицы «атомы» Демокрит считается основоположником материалистического направления в философии(«линия Демокрита»-противоположность «Линии Платона»-идеалистическому направлению. Следующие положения: -весь материальный мир состояит из атомов -атом-мел частица,»первокирпичик»всего сущего -атомы находятся в вечном движении,атмо неделим -многообразие вещей объясняется различной формой образующих их атомов. Для первых «физиков»характерна и особого рода стихийного диалектика мышления.Ещё представители милетской школы обратили внимание на универсальный динамизм вещей,на то,что вещи возникают,растут и гибнут,и все миры подчинены этому процессу.Но особенно ярко данная проблема представлена в творчестве Гераклита. Согласно Гераклиту всё сущее надо мыслить как подвижное существо и борьбу противоположностей.»Всё движется»,»всё течёт»,ничто не остаётся неподвижным и постоянным,всё изменятся и превращается без исключения.Неслучайно Гераклит считал первоначалом огонь:огненная стихия-самая динамичная и подвижная среди элементов космоса.Наибольшую известность получили 2 высказывания Гераклита «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» 7.Софисты и Сократ. Диалектика и майевтика Сократа. Софисты - условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины 5го 1ый половины 6 векуа до н.эНаиболее известные софисты: Протагор,Критий,Горгий,Гиппий,Продик Сов-ть филосовских учений софистов принято называть софистикой.Протагор,самый знаметиый софист древности,учил что,человек есть мера всех вещей,нет объективнйо истины.Горгий доказывал,что ничто не существует,а если существует,то непознаваемо,а если познаваемо,то неихъяснимо.А раз так,то опровергать и доказывать можно всё,что угодно.Главная заслуга софистов состоит в том,что они сместили филосовскую рефлексию с проблематикой физики и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Диалектика— метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления,стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Основной метод-«майевтика» её суть не в том чтобы благодаря логическим приёмам наводящим? подвести собеседника к самост нахождению истины- извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Сократ-наиболее уважаемый из философов,начинавший свою деятельность как софист,легендарный античный мыслитель,учитель Платона,воплощённый идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества.Учение Сократа было устным все свободное время он проводил в беседах с приехжими софистами и местными гражданамиполитиками,обывателями,друзьями.На основании различных свидетельств можно назвать,по крайней мере,три особенности сократовской философии: -её разговорный(диалектический)характер -определение понятий путём индукции -этический рационализм,выражаемый формулой»добродетель есть знание,порок-это всегда невежество» Обычные приёмы ведения даилога у Сократа:опровержение через приведение к противоречию и ирония-притворное неведение,уход от прямых ответов. Истор значение дея-ти Сократа в том,что он: -способстовал распространению знаний,просвещению граждан -искал ответы на проблемы,всегда волновавших людей-добра и зла,чести -воспитал много учеников,продолжителей своего дела(Платон) -ввёл диалоговый метод нахождения истины-путём её док-ва в свободном споре -открыл метод «майевтики,широко применяемый в современном образовании
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|