ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Реакции взрослого на воровство в рамках эмоционально-позитивных отношений с ребенкомБлизкие и связанные с позитивными чувствами отношения в наибольшей степени способствуют оказанию помощи ребенку в момент обнаружения совершенного воровства и в плане решения тех проблем ребенка, которые обусловили появление побуждения украсть что-либо. Подобные отношения часто обусловливают появление чувства жалости к ребенку и нерешительность близких людей (родителей) каким-то образом показать ребенку, что они обнаружили совершенное им действие. Такая «жалость» почти всегда не приводит к положительным результатам. Иногда родители ничего не говорят ребенку, рассчитывая на то, что «он сам поймет», но если известные действия повторяются, то появляется такой феномен, как «лопнуло терпение», обнаруживающийся в резких эмоциональных реакциях родителей в отношении ребенка. Здесь эффективным оказывается представить себя на месте ребенка. Представим, что совершаются несколько однотипных действий (воровство), которые первоначально молчаливо одобрялись, во всяком случае, никак не запрещались и вдруг в какой-то момент (не первый и, может быть, не второй случай воровства) окружающими дается очень резкая негативная реакция. В подобной ситуации, являющейся совершенно неожиданной (ожидания формируются обычно на основе опыта первой ситуации), взрослый человек скорее всего почувствует себя дезориентированным, а может быть и не отнесет острую реакцию окружающих к собственным действиям, так как неоднократно ранее эти же действия не вызывали подобных реакций. Ребенок, имеющий меньший опыт, чем взрослый человек, в еще большей степени будет дезориентирован и сбит с толку. Обнаружение воровства должно повлечь выяснение его причин (лучше при этом не спрашивать прямо ребенка, но основываться на анализе потребностей, желаний, особенностей ребенка). Если воровство «случайно», то оно действительно, может «пройти», если же оно основано на каких-либо укрепившихся личностных отношениях (чувство зависти, обиды и т.д.), то оно не исчезнет, так как неустранение причины (личностных проблем) приводит к повторному появлению следствия (девиантного поведения, в частности, воровства). Однако, можно утверждать, что как в первом случае, так и во втором, необходимость реакции взрослых и сообщения ребенку сведений относительно того, что воровство наказывается, а также того, как можно исправить последствия, имеет место. Первая реакция взрослого, являющегося достаточно близким для ребенка, в ситуации обнаружения воровства должна быть аналогичной той, которую необходимо проявлять взрослому, состоящему в формально-ролевых отношениях с ребенком. Проявление жалости, расспрашивание, морализирование, обращение к совести не окажутся эффективными. Прежде всего, необходимо оценить поступок ребенка, затем описать какие действия требуются от ребенка. Отличие действий родителей от партнеров по формально-ролевому отношениям с ребенком на первом этапе может заключаться в одном: - родители должны продемонстрировать готовность оказать поддержку ребенку, а также то, что совершенный поступок не влечет за собой лишение ребенка родительской любви, что они высоко его оценивают как личность, любят и принимают, но это не устраняет необходимости исправления ребенком совершенного им действия. Дети достаточно четко чувствуют различие формально-ролевых отношений и близких, межличностных, поэтому резкий переход от вторых к первым, который наблюдается в ситуации оценки (как бы отстраненной) совершенного воровства и возложения ответственности, может расцениваться ребенком как лишение родительской любви, поэтому, наряду с подобными действиями необходимо подтвердить в целом ценность личности ребенка (хотя бы одной, но понятной ребенку, фразой). При этом родителям необходимо контролировать собственное невербальное поведение, с тем, чтобы не создать у ребенка впечатление необязательности исполнения тех предписаний, которые вытекают из возложения на него ответственности за совершенное действие. После того, как ситуация обнаружения воровства и совершения ребенком «компенсирующих» (возвращающих) действий будет окончена, можно, используя близкие, эмоциональные отношения с ребенком, перейти к устранению причин, обусловливающих побуждение украсть. Такое устранение должно предваряться выяснением причин, что может оказаться достаточно сложной задачей. Важно выяснить: - чувствует ли ребенок себя лишенным родительской любви вследствие их занятости или наличия более младшего ребенка и детской конкуренции; - имеют ли место серьезные нарушения отношений ребенка со сверстниками (иногда оказывается, что воровство совершается как средство привлечения к себе внимания сверстников или результаты воровства используются для «задабривания» сверстников и т.п.). Коррекцию и психологическую помощь необходимо проводить в направлении выявленных личностных причин воровства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|