ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯА.А.Игнатьев, Ю.С.Филиппов
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ МАШИНОСТРОЕНИЯ Учебное пособие
Министерство образования Российской Федерации
Саратовский государственный технический университет
А.А.Игнатьев, Ю.С.Филиппов
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Учебное пособие по элективным курсам "Автоматический контроль и диагностика" и "Техническая диагностика"
Саратов 2001 ВВЕДЕНИЕ
Важной и актуальной является проблема обеспечения качества и надежности функционирования сложных технических систем, автоматизированных технологических комплексов, машин и сооружений. Одним из направлений решения этой проблемы является разработка, внедрение и широкое использование на всех этапах жизненного цикла указанных объектов автоматизированных систем контроля и технического диагностирования (СКД), создаваемых с применением высокоточных контрольно-измерительных систем, современных средств вычислительной техники, эффективных алгоритмов и программного обеспечения. Аварийные ситуации на электростанциях, различных видах транспорта, газо- и нефтепроводах, в технологических и других комплексах могут быть значительно уменьшены или совсем исключены, если эффективно применять СКД. Развитие науки и техники приводит к значительному усложнению большинства технических объектов, что затрудняет человеку контроль за правильностью выполнения ими своих функций в процессе работы. Это приводит к необходимости оснащения современных технических систем дополнительными контрольными сенсорными устройствами и средствами обработки данных, позволяющими оперативно оценивать их техническое состояние. Выполнение функций контроля в этих условиях требует использования новых интеллектуальных средств, реализующих не только функции непосредственного измерения или восприятия сигналов для сравнения, но и другой важной функции управления - оценки состояния объекта. Распознавание технического состояния объекта практически является техническим диагностированием. Техническая диагностика - наука о распознавании состояния технического объекта, включающая широкий круг вопросов, связанных с организацией контроля состояния и поиском неисправностей, структурой диагностического процесса, принципами построения СКД и оценкой диагностической информации. В то же время техническая диагностика - это раздел теории надежности, являющейся комплексной дисциплиной, включающей также математическую теорию надежности, физику отказов, контроль надежности и другие разделы. Цель учебного курса - изучение основ организации автоматизиро-ванного контроля и диагностирования сложных технических объектов. Задачи дисциплины: освоение терминологии и основных понятий в области контроля и диагностирования технических систем, ознакомление с основными методами и средствами измерения диагностических пара-метров, методами математического моделирования объектов диагнос-тирования, организацией контроля и диагностирования автоматизированных металлорежущих станков (МРС) и других сложных технических систем.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Технический контроль - проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Техническая диагностика - отрасль научно-технических знаний, сущность которых составляют теория, методы и средства обнаружения и поиска дефектов объектов технической природы. Техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая признаками, установленными нормативно-технической документацией на объект. Дефект - любое несоответствие свойств объекта заданным, требуемым или ожидаемым его свойствам. Поиск дефекта (локализация дефекта) заключается в указании с определенной точностью его местоположения в объекте. Надежность - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах все параметры, обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации. Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонто-пригодностью и сохраняемостью. Элементы и системы могут находиться в двух состояниях: работоспособном и неработоспособном. Работоспособность - это такое состояние системы или элемента, при котором они способны выполнить заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в установленных пределах. Событие, заключающееся в нарушении работоспособности, называется отказом. Отказы делят на функциональные, при которых выполнение своих функций объектом прекращается, и парамет-рические, при которых некоторые параметры объекта изменяются в недопустимых пределах. По причинам возникновения отказы делятся на: случайные и систематические, конструкционные, технологические и эксплуатационные. По сложности устранения различают отказы устранимые, неустранимые и самоустраняющиеся (сбои). Контроль технического состояния - определение вида технического состояния объекта, включающее совокупность операций по проверке работоспособности, локализации и прогнозированию отказов объекта. Техническое диагностирование - процесс определения технического состояния объекта с определенной точностью, базирующийся на анализе данных, полученных при контроле состояния, с целью распознавания вида состояния и места отказа. Глубина поиска дефекта - степень детализации при диагностировании, указывающая, до какой составной части объекта определяется место отказа. Объект контроля (диагностирования) - объект, состояние которого подвергается контролю (диагностированию). Средства контроля (диагностирования) - аппаратные и програм-мные средства, с помощью которых осуществляются контроль (диагнос-тирование); в качестве указанных средств может также выступать человек-оператор (в человеко-машинных системах). Совокупность средств и объекта контроля (диагностирования) и при необходимости операторов, взаимодействующих с объектом, назы- вается системой контроля (технического диагностирования). Параметр технического состояния - физическая величина, характеризующая работоспособность объекта контроля (диагнос-тирования), изменяющаяся в процессе работы. Диагностический параметр - параметр объекта диагностирования (ОД), используемый в установленном порядке для определения технического состояния. Контролепригодность - свойство объекта, характеризующее его приспособленность к проведению контроля заданными средствами. Комплексные показатели надежности (применяемые в основном для автоматизированных комплексов и сложных систем): - коэффициент технического использования, равный отношению математического ожидания времени работоспособного состояния за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий времени работоспособного состояния и всех простоев для ремонтов и технического обслуживания
(1.1)
- коэффициент готовности, равный отношению математического ожидания времени работоспособного состояния к сумме математических ожиданий этого времени и времени внеплановых ремонтов
(1.2)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|