Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рост и развитие психического 5 страница




 

Мать

 

Если формирование тела целиком и полностью зависит от родителей, то обязана ли душа воплощаться именно в этом конкретном теле?

 

Ты хочешь спросить, может ли психическое выбирать между разными телами?

 

Да.

 

Для психического, обладающего развитым сознанием, такая ситуация совершенно нехарактерна и необычна. Я уже говорила вам, что полностью сформированная сознательная душа, желающая воплотиться, отыскивает в определенном месте на земле соответствующую вспышку психического света. Помимо этого, во время своей предыдущей инкарнации, душа, основываясь на приобретенном в жизни опыте, прежде чем покинуть земную атмосферу, намечает в общих чертах условия своего следующего воплощения. Но все эти случаи достаточно редкие. Если это и может относиться к тем, кто живет здесь, то к подавляющему большинству людей, даже хорошо образованных, это вообще не относится. Обычно формирование психического, начиная от маленькой искры и до полностью сознательного зрелого существа, занимает не одно тысячелетие. Многие тысячи лет уходят на то, чтобы душа превратилась в сознательное существо, обладающее собственной волей и способностью определять свою будущую жизнь.

 

Итак, ты спрашиваешь, может ли душа сказать: «Нет, я не хочу воплощаться в этом теле, попробую подыскать себе что-нибудь другое»?… Я не хочу сказать, что это абсолютно исключено, все может быть. Случается, что дети рождаются мертвыми, а это значит, что не нашлось души, желающей в них воплотиться. Хотя на это могут быть и другие причины, например, какая-то патология развития, все, что угодно. Тем не менее, не могу сказать, что это исключено. Но обычно, когда сознательная и свободная в своем выборе душа решает воплотиться на земле, она готовит для этого почву и участвует в формировании своего будущего тела. Поэтому у души нет никаких оснований не соглашаться с некоторыми дефектами и неудобствами, которые могут быть результатом невежества родителей. Ибо выбор места был сделан сознательно, так как там наблюдалась вспышка света. Правда, вспышка могла означать лишь потенциальную возможность, но все же это был свет и именно он привлек к себе психическое. И в такой ситуации совершенно бессмысленно отказываться от рождения в конкретном теле, поскольку другого выбора просто нет. Я не склонна в принципе исключать подобную возможность, но она очень необычна. Ибо, когда со своего уровня сознания душа смотрит на землю, выбирая место для своего рождения, она старается предвидеть возможные последствия своего выбора, чтобы избежать по возможности совершения грубых ошибок.

 

Бывает, что душа воплощается, а потом покидает тело. И на это есть много причин. Именно поэтому наступает иногда смерть детей через несколько дней или недель после рождения. В таких случаях говорят, что душе не хватало совсем немного опыта, чтобы окончательно завершить свое формирование, и, получив в течение нескольких недель этот недостающий опыт, она покинула тело. Ничего нельзя исключать. О воплощении душ, так же как и о жизни людей, можно рассказывать бесконечные истории. Я хочу сказать, что существует бесконечное множество самых разных вариантов и возможностей.

 

Поэтому нельзя сказать с абсолютной определенностью: «Все происходит именно так, а не иначе». Это звучало бы слишком по-детски. Случается все, что угодно. Одни варианты встречаются реже, другие чаще, и это позволяет делать какие-то обобщения, но никогда нельзя сказать: «Это совершенно невозможно, так не бывает». Бывает всякое.

 

И все же, даже в лучшем случае, когда душа воплощается сознательно и сама участвует в формировании физического тела, она все равно вынуждена бороться и преодолевать многие препятствия, связанные с животным происхождением человеческого тела, которое пока рождается подобно телу животных.

 

Родители неизбежно передают ребенку какие-то свои физические особенности; они могут отличаться хорошим здоровьем или его отсутствием. Даже при счастливом стечении обстоятельств родители всегда несут с собой массу атавизмов, привычек, подсознательных установок и несознательных формирований, заложенных еще при их рождении или сформировавшихся в течение их жизни. И будь они самыми замечательными и сознательными людьми, в них непременно найдется масса всего, что противоречит истинной психической жизни. Кроме того, человека в жизни ждет много испытаний и трудностей. Пусть даже ребенок получит хорошее образование, ему в любом случае придется столкнуться в жизни с самыми разными людьми, которые будут оказывать на него определенное влияние, что особенно сказывается в раннем возрасте. Влияние окружающей среды закрепляется на подсознательном уровне, и позже с ним приходится бороться. Поскольку тело имеет животное происхождение, то даже в самых благоприятных условиях вам приходится сталкиваться со множеством трудностей, так или иначе связанных с подсознательными установками, то и дело проявляющимися в вас и требующими от вас активной борьбы с ними, прежде чем вы станете полностью свободными и будете нормально развиваться.

 

Мать

 

Память о прошлых жизнях

 

Душа, расставшаяся с телом, сохраняет в памяти лишь квинтэссенцию опыта, полученного при жизни, а не конкретные его детали. Подробности, относящиеся к прошлой жизни, могут сохраниться в памяти только в том случае, если душа сохранит личность предыдущей инкарнации как часть нового воплощения. В противном случае, память о прошлых жизнях приходит лишь с помощью способности йогического видения, йогадришти.

 

Шри Ауробиндо

 

Внешнее существо – ментальное, витальное и физическое, – рожденное родителями и сформировавшееся под воздействием окружающей среды и жизненных обстоятельств, не перевоплощается. Одно лишь психическое не подвержено рождению и переходит из одного тела в другое. Отсюда логически следует, что ни ментальное, ни витальное существа не могут сохранить память о прошлых жизнях или признать себя в том или ином человеке или в проявлениях его характера. Такой памятью обладает только психическое; и лишь через осознание своего психического можно восстановить конкретные впечатления из прошлых жизней.

 

Мать

 

В обычной жизни – под «обычной» я подразумеваю жизнь достаточно образованных и развитых людей – контакт между внешним существом и психическим носит случайный и мимолетный характер и обусловлен определенным опытом или внутренними потребностями. В момент такого контакта психическое, по выражению Шри Ауробиндо, находится «на поверхности», то есть на поверхности сознания, и на короткое время напрямую соприкасается с материальными обстоятельствами, с предметами, словами, звуками и пр. Во время этих непродолжительных проблесков психическое фиксирует, как бы записывает на фото или кинопленку все, с чем оно входит в контакт. Но такие моменты в жизни настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам. Они могут повторяться, но длительность их равна нескольким мгновениям. Именно то, с чем контактирует психическое в течение этих нескольких секунд, сохраняется в его памяти. И когда вы соприкасаетесь с настоящими воспоминаниями психического, непроизвольными и подлинными, не сфабрикованными разумом или витальным существом, то видите, что они имеют форму отдельных никак не связанных между собой фрагментов событий или пережитых обстоятельств и жизненных ситуаций. Поэтому очень трудно определить по воспоминаниям психического, какую жизнь вы прожили в прошлом воплощении. Бывает, правда, что психический опыт имеет место в какой-то очень важный момент вашей жизни, и сама ситуация дает вам ключ к разгадке: одежда, отдельные произнесенные слова или детали окружающей обстановки. И тогда вы можете сказать: «О! Я жил в той жизни». Но если кто-то начинает рассказывать вам подробные истории о своих прошлых жизнях, начиная от обезьяны, можете быть уверены, что все это чистое надувательство.

 

Мать

 

В газетах довольно часто встречаются истории о маленьких детях, которые помнят свои прошлые жизни и рассказывают массу подробностей о предыдущих воплощениях, причем все их воспоминания подтверждаются фактами. Именно подобные случаи являются для парапсихологов доказательством существования реинкарнации души. Каким образом связаны эти вещи, и существуют ли другие научные доказательства перевоплощения души?

 

В газетных статьях, о которых вы говорите, описываются случаи, связанные исключительно с воспоминаниями витального существа, оставившего одно тело для того, чтобы переселиться в другое. Иногда такое бывает, правда, не очень часто.

 

Я же имею в виду память психического, к которой можно получить доступ, только вступив в сознательный контакт с психическим существом.

 

Но одно никак не противоречит другому.

 

Мать

 

В 999 случаях из 1000 от человека после смерти сохраняется лишь крошечное психическое существо, все остальное разрушается, распадается на части и рассеивается, и в результате личность прекращает свое существование. Теперь давайте посмотрим, как часто психическое существо участвует в физической жизни человека?… Сейчас я не имею в виду тех, кто занимается йогой и хотя бы немного дисциплинировал свою жизнь; я говорю о среднем человеке с достаточно развитым психическим, которое может вмешиваться в его жизнь и направлять ее, – у таких людей проходят многие годы без всякого выхода психического на поверхность. Но именно они начинают рассказывать вам истории о том, в каких странах раньше жили и кто были их родители в других инкарнациях, и как выглядел их дом, и какая крыша была на соседней церкви, и что по соседству находился лес, и массу других мелких подробностей. Это полный абсурд, ибо такие воспоминания не могут сохраниться, они полностью стираются из памяти; остаться в памяти может лишь какой-то отдельный эпизод из жизни, когда в силу особых обстоятельств и «живости» момента психическое в результате внутренней устремленности или абсолютной необходимости внезапно выходит на поверхность, и тогда этот момент сохраняется в памяти психического. Когда вы соприкасаетесь с памятью психического, перед вами всплывает картина определенного конкретного момента из прошлой жизни, в особенности ваши внутренние переживания и эмоции, то состояние сознания, в котором вы тогда находились. Затем в сознании возникают какие-то ассоциации из окружения того момента, отдельное слово или фраза. Но самое важное, это то, что вы переживаете состояние сознания конкретного момента из прежнего воплощения, ибо оно очень ясно и четко сохраняется в психической памяти. Вот такие ощутимые вехи жизни психического складываются из эпизодов и событий, оставивших след в его формировании. Поэтому вы можете помнить только то, с чем сознательно соприкасалось ваше психическое существо. Таких эпизодов, запечатлевшихся в виде проблесков в психической памяти, может быть всего несколько, и на основании этих воспоминаний вы можете сказать: «Я жил в такое-то время, занимался тем-то, меня звали так-то». Другими словами, это значит, что в тот редкий момент благоприятное стечение обстоятельств позволило вам зафиксировать время, место, страну и эпоху вашего воплощения. Это бывает.

 

По ходу своего развития психическое все активнее участвует в жизни человеческого существа, и в результате – все больше воспоминаний сохраняется в его памяти. В конечном счете наступает такой момент, когда вы можете проследить свои прежние воплощения, но, конечно, лишь в общих чертах, без подробностей. В памяти восстанавливаются отдельные моменты, самые важные в жизни, на основании которых нетрудно понять основное направление жизни. Необходимо, чтобы ваше существо целиком и полностью отождествило себя с психическим, сосредоточило вокруг него всю свою жизнь до мельчайших ее проявлений, все действия, все движения, все переживания, все должно превратиться в единое целое, устремленное к Божественному. Тогда после смерти тела сохранится целиком вся личность. Лишь полностью сформированное сознательное психическое несет с собой память о прошлых воплощениях; оно даже может сознательно переходить от одной инкарнации к другой без каких-либо пробелов и прерываний памяти. Многие ли достигают такого состояния?.. Думаю, что нет. Но те, кто действительно обладает такой способностью, обычно вовсе не расположены рассказывать о своих приключениях.

 

Мать

 

Лишь достигнув сознательного соединения и самоотождествления со своим божественным первоисточником, можно действительно говорить о памяти, хранящей события прежних жизней. Шри Ауробиндо говорит о постепенном проявлении Духа в тех формах, где он обитает. Достигнув вершины этой манифестации, вашему внутреннему взору открывается видение всего пройденного пути, запечатленного в памяти.

 

Но это память не ментального характера. И те, кто заявляет, что в эпоху средневековья имел титул барона, или рассказывает вам, что жил в такое-то время и в таком-то месте, выглядит по меньшей мере смешно, ибо является жертвой своего собственного воображения. Фактически, от прошлых жизней в памяти остаются не красивые картины, на которых вы видите себя могущественным владельцем замка или победоносным генералом, возглавляющим армию, – все это романтический вымысел, – сохраняются лишь отдельные моменты, в которые психическое поднималось из глубин вашего существа на поверхность и являло вам себя, то есть те редкие мгновения, когда вы были полностью сознательны. В ходе эволюции происходит постепенный рост и расширение сознания, и в памяти о прошлых жизнях обычно сохраняются критические и ключевые моменты эволюционного развития, знаменующие собой основные вехи вашего движения вперед.

 

В эти моменты вы вовсе не заботитесь о том, чтобы запомнить, что вас зовут г-н Х и что вы живете в таком-то месте и в такую-то эпоху; в памяти не сохраняется ваш социальный статус. Напротив, из вашего сознания изглаживаются все подобные поверхностные мелочи; незначительные детали и подробности исчезают, чтобы дать вам возможность ощутить всю полноту откровения души или контакта с Божественным. Когда вы вспоминаете эти мгновения из прошлых воплощений, то видите отдельные события настолько ярко и живо, что вам кажется, что это происходило только вчера, и по своей реальности нисколько не уступает и даже превосходит ощущения и переживания вашей теперешней жизни. Иногда во сне, соприкасаясь с определенными планами сознания, вы можете столкнуться с живыми и как бы осязаемыми воспоминаниями, наполненными такими яркими красками, которые не свойственны физическому миру. Это происходит в моменты проблеска истинного сознания, и тогда все окрашивается в необычайно яркие и живые тона и предстает в таких очертаниях, которые вы никогда не увидите в обычной жизни.

 

Эти мимолетные контакты с душой часто происходят в решающие моменты жизни, знаменующие собой определенный прогресс в сознании, в эволюции, что, в свою очередь, зачастую сопряжено с кризисом, с критической ситуацией, которая сопровождается призывом всего вашего существа, призывом настолько сильным, что внутреннее сознание пронизывает скрывающее его бессознание и во всем своем сиянии прорывается на поверхность. Этот внутренний порыв может быть настолько сильным, что способен вызвать нисхождение божественной эманации-личности, божественного аспекта, который соединяется в определенный момент с вашей индивидуальностью, чтобы выполнить необходимую работу, выиграть битву или придать выразительную форму той или иной вещи. После того, как работа сделана, эманация обычно удаляется, а в памяти могут остаться события тех немногих пережитых минут откровения или вдохновения: окружающая обстановка, одетое на вас платье, цвет своей собственной кожи, какие-то окружающие предметы – все это с необычайной ясностью и точностью накрепко фиксируется в памяти психического, ибо в считанные мгновения вы обладали видением истинного обличья, цветов и красок предметов повседневной жизни. Открывшееся в вас сознание сразу же раскрывает потаенное сознание, присущее окружающим вещам. Иногда при помощи отдельных деталей можно понять, в какую эпоху и в какой стране вы жили и чем занимались. И здесь трудно не поддаться искушению и не предаться фантазиям.

 

Тем не менее не следует считать, что все воспоминания о прошлых жизнях связаны с моментами кризисов, судьбоносными поступками или откровениями. Иногда в психической памяти остаются самые простые и незамысловатые мгновения, которые так или иначе способствовали выражению совершенной гармонии вашего существа и были связаны с самыми незначительными внешними обстоятельствами.

 

Помимо тех вещей, которые в момент контакта с психическим непосредственно вас окружали, в памяти ничего не остается. Как только прерывается прямая связь с психическим, оно погружается в состояние внутренней дремоты, и вся внешняя жизнь превращается в серый и однообразный, монотонный поток, не оставляющий в памяти никакого следа. Впрочем, это очень похоже на то, что происходит с вами в обычной жизни: за исключением редких моментов, требующих мобилизации всех ваших ментальных, витальных или даже физических сил и способностей, вся остальная жизнь проходит как бы в нейтральных тонах, не представляющих большого интереса, при этом вам совершенно не важно, в каком месте вы находитесь и чем занимаетесь. И если вдруг вы попытаетесь окинуть мысленным взором двадцать, тридцать или сорок лет прожитой жизни, то в вашей памяти сразу всплывут два или три образа или события, связанные с острыми и яркими переживаниями и впечатлениями; все остальное бесследно забывается. В вашем сознании как бы происходит непроизвольный отбор, и очень многое подвергается удалению из памяти. Это дает вам некоторое представление о том, что происходит с воспоминаниями о прежних воплощениях: сохраняются лишь немногие избранные моменты, все остальное подлежит устранению.

 

Надо заметить, что первые воплощения в человеческом облике носят ярко выраженный рудиментарный характер, и от них очень мало остается в психической памяти, лишь очень редкие и далеко разнесенные во времени моменты. Но когда сознание становится более зрелым, а психическое существо – более развитым, его участие во внешней жизни человека активизируется; число отложившихся воспоминаний возрастает, они приобретают последовательность и точность. Но все же в памяти сохраняются только эпизоды, связанные с выходом души на поверхность вашего существа и с откровениями психического. Информация о гражданском и социальном положении, равно как и сменяющие друг друга картины жизни отсутствуют. Теперь вам должно быть ясно, почему воспоминания о прежних воплощениях в образе животных являются чистой фантазией: у животных божественная искра спрятана слишком глубоко, чтобы сознательно подниматься на поверхность и соприкасаться с внешней жизнью. Прежде чем вы действительно сможете сказать, что помните свои прежние жизни, вы должны полностью по своей природе стать сознательным существом и соединиться с изначальным божественным источником.

 

Мать

 

Некоторые люди могут рассказать о ваших прошлых воплощениях.

 

Да, я знаю. Мне приходилось выслушивать много разного, все, что только можно услышать. Есть люди, которые готовы рассказывать одну историю за другой… Они смотрят вам в глаза и говорят, кем вы были и что делали в прошлой жизни. Могу с полной уверенностью сказать, что все это выдумки. Ибо мне хорошо известно, как можно определить, где вы видели того или иного человека и кем он был раньше: все это не уложится в один короткий рассказ. Когда вы всматриваетесь в человека, то возникает ощущение, связанное с восприятием психического мира, и это позволяет вам увидеть, где находилось раньше психическое существо этого человека; и тогда внезапно перед вашим взором встает отдельный эпизод, образ, какая-то вещь или сказанное слово; существуют ассоциации, на основании которых становятся очевидными отдельные симпатии и привязанности этого человека, сохранившиеся из прошлых жизней. Но, как я уже говорила, все это складывается из «мгновений» жизни, которые можно видеть, но рассказать по ним целиком всю жизнь нельзя.

 

Мать

 

Раздел VI. Разное о психическом

 

Мне не понятно ваше объяснение происхождения психического: «К примеру, можно сказать, что появление индивидуального существа есть результат проекции во времени и пространстве одной из бесчисленных потенциальных возможностей высшей первопричины проявленного мира, принявшей с помощью универсального сознания конкретную форму в виде истины или закона личности; в процессе развития эта форма становится душой человека или его психическим существом».

 

Здесь присутствует философский оттенок… Вы знаете разницу между субъективным и объективным? Знаете! Хорошо, представьте себе конкретно, как эта Реальность, о которой мы говорили, первопричина всего сущего, переходит от субъективного – к объективному состоянию. Другими словами, происходит следующее: то, что было внутри, как бы проецируется наружу. Здесь происходит то же самое: изменение состояния. Внутри этой Реальности в непроявленном виде существуют любые возможности объективного существования; эти возможности получают свое выражение вовне, снаружи, подобно видимой нами на экране кинематографической проекции. И каждый элемент, представляющий собой внутреннюю возможность, становится законом ее реализации. А каждая из этих возможностей превращается в объективно существующую реальность, в данном случае в индивидуальное существо. Именно этот закон, эта истина лежит в основе возникновения психического существа: истина личности или закон личности. Будда называл это «законом», Dharma. В Дхарме заключается истина индивидуального существа, она неразрывно связывает личность с ее первоисточником. Здесь и берет свое начало психическое существо. По мере развития этой проекции в проявленном мире, как на киноэкране, она приобретает все более сложные и четко очерченные формы. Такая реальность объективной формы неделима и восходит к Единому. Все ее элементы связаны между собой и выражают Единого.

 

Мать

 

Возлюбленная Мать, у всех ли есть психическое существо?

 

Это зависит от того, что вы называете «существом». Если под этим словом вы подразумеваете «присутствие», то да, присутствие духа есть во всем живом. Если же вы понимаете «существо» как организованную определенным образом сущность, полностью независимую, обладающую развитым сознанием и способную контролировать всю остальную человеческую природу, – то нет! Потенциальная возможность развития такой самостоятельной и всесильной личности заложена в каждом из нас, но реализация этой возможности занимает не одну жизнь и требует напряженных усилий.

 

В каждом из нас с самого начала заложено это духовное присутствие, этот внутренний свет… По существу, он присутствует повсюду. Я много раз наблюдала его в животных. Он подобен светящейся точке, от которой исходит защита и управление всей остальной природой, нечто такое, что, будучи даже в полусознательном состоянии, создает определенную гармонию с окружающим миром и делает возможным предотвращение непоправимых катастроф. В отсутствие этого источника света хаос, порождаемый страстями витальных сущностей, в любой момент мог бы привести к полному крушению мира, к тотальной катастрофе, препятствующей развитию и прогрессу Природы. Присутствие духовного света, которое можно также назвать духовным сознанием, есть во всем, и благодаря ему, невзирая на беспорядок, насилие и страсти, в мире сохраняется минимально необходимый уровень общей гармонии, позволяющий Природе завершить свою работу.

 

Это духовное начало очень ясно и четко просматривается в человеке уже на низших этапах его развития. Даже самое чудовищно-страшное человеческое существо, внушающее нам мысль о возможности воплощения дьявола в человеческом обличье, заключает в себе какой-то сдерживающий и контролирующий фактор, исключающий совершение определенных поступков. Отсутствие такого духовного света целиком и полностью подчинило бы человека влиянию враждебных сил витального мира, что привело бы к потере человеческого облика.

 

Всякий раз, когда волна этих страшных враждебных сил проносится над землей, кажется, что ничто не в состоянии остановить распространение беспорядка и ужаса, и вместе с тем в какой-то момент совершенно неожиданно и необъяснимо кто-то как будто берет под контроль разбушевавшуюся стихию витальных сил, останавливает их необузданный бег и предотвращает всеобщую катастрофу. И это все становится возможным благодаря Присутствию, высшему Присутствию в мире материи.

 

И лишь в редких, исключительных случаях в результате очень длительного периода подготовки и формирования, занимающего многие и многие жизни, это Присутствие преобразуется в сознательное, полностью независимое и хорошо организованное существо, всецело и осознанно контролирующее не только отдельного человека и его жизнь, но также и всю окружающую его среду; причем сфера влияния психического постоянно расширяется, и само влияние становится все более эффективным.

 

Мать

 

Что можно сказать о субстанции психического мира?

 

Субстанция психического мира обладает присущими только ей одной характерными особенностями: чувством бессмертия, совершенной восприимчивостью к божественному влиянию и полным подчинением божественной воле, которая пронизывает весь мир психических существ. Именно это и отличает психическое от всей остальной человеческой природы. Когда я, например, говорю о том, что разум и витальное существо должны быть сгруппированы вокруг психического центра, я вовсе не имею в виду, что им следует превратиться в составную часть психического. Они так и останутся разумом и витальным существом, но будут подчинены воле психического, подобно тому, как армия подчиняется своему полководцу; при этом армия отнюдь не превращается в полководца, а лишь подчиняется ему, не так ли? То же самое и здесь: витальное и ментальное существа объединяются вокруг психического и по мере возможности стараются исполнять его волю. Но это в результате не приводит к изменению их первоначальной субстанции. Они могут находиться под влиянием психического и более или менее уподобиться его природе, но не в состоянии изменить свою субстанцию на субстанцию психического.

 

Мать

 

Психическое находится в сердце?

 

Не в самом сердце, как физическом органе. Оно находится в четвертом измерении, это внутреннее измерение. Но место его расположения соответствует физическому сердцу, где-то за солнечным сплетением; именно там его проще всего найти. По отношению к нашему физическому существу психическое находится в четвертом измерении.

 

Мать

 

Психическое существо расположено в сердечном центре, в середине грудной клетки (но не в физическом сердце, поскольку все центры располагаются по продольной оси тела), глубоко и как бы сзади. Если вы пытаетесь добраться до психического существа, пройдя через витальное, то возникает ощущение, что вам приходится опускаться глубоко-глубоко вниз, пока не достигнете центрального места его обитания. Поверхностная, передняя часть сердца – это местопребывание эмоционального существа; чтобы найти психическое, надо опуститься глубже.

 

Шри Ауробиндо

 

Недавно я вам говорила, что большую часть времени психическое не находится в людях. Я бы хотела объяснить это подробнее… Следует помнить, что все внутренние существа человека не находятся в трехмерном пространстве. Если вы вскроете свое тело, то найдете там лишь внутренности, принадлежащие трехмерному пространству. Внутренние существа – из другого измерения. И когда я говорю, что психическое существо не находится в людях, я не имею в виду, что оно у них вовсе отсутствует; я лишь хочу подчеркнуть, что их внешнее сознание такое узкое, темное и неразвитое, что не в состоянии поддерживать не только на поверхностном, но и на внутреннем уровне контакт со своим психическим, которое никак не соизмеримо с сознанием такого типа людей. В этом случае психическое по своей глубине настолько не согласуется с внешним сознанием человека, что между ними нет никаких точек соприкосновения. Религиозные учения утверждают, что люди наделены божественной искрой; и действительно, божественная составляющая в людях настолько мала, что ее можно легко поместить в любую часть вашего тела. Но из этого отнюдь не следует, что божественная искра находится в теле; она пребывает в другом измерении, в вашем сознании, и одни люди имеют с ней контакт, а другие – нет. Если же говорить о божественном Присутствии на уровне атома, то образ «искры» становится более понятным, поскольку здесь мы имеем дело со столь бесконечно малыми физическими величинами, что различие пространственных измерений вообще начинает терять всякий смысл. Если вы знакомы с современной физикой, то понимаете, о чем я говорю. Размеры атома столь неуловимо малы, что не укладываются в наши представления о трехмерности пространства, тем более, что они подчиняются законам, совершенно противоречащим трехмерному видению. С этих позиций можно сказать, что божественная искра находится в центре каждого атома, и это будет недалеко от истины. Но я говорю не о божественной искре, а о психическом, сознательном существе, а это совсем другое дело. Психическое – это сущность, обладающая определенной формой, сгруппированной вокруг центрального сознания; и поскольку оно имеет форму, то и находится в определенном измерении, но в измерении другого рода, отличном от того, которое присуще внешнему сознанию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных