ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правовой статус журналистаЖурналист имеет право: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс - службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) воспроизводить документы и материалы 6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист обязан: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Журналист в России - лицо, занимающийся сбором, обработкой и подготовкой материалов для зарегистрированных СМИ и действующий по их поручению - Журналистская деятельность (сбор, обработка, подготовка материалов) - Процедура регистрации СМИ простая, но обязательная. Ряд СМИ, которые не должны регистрироваться: печатные издания тиражом до 1000 экземпляров. Такие издания выпускать можно, но регистрировать не нужно. Не нужно так же регистрировать СМИ предприятий, организаций, фирм. - По поручению СМИ действует профессионал. Нужно каким-то образом подтвердить свои отношения с редакцией. (Регистрационное удостоверение) Признаки журналиста действуют в совокупности. Здесь и есть граница между журналистами и псевдо журналистами (работники информационных служб (пиар специалисты), рекламщики). Существует закон об особом доступе к информации. Согласно закону, ж-т имеет право посещать государственные и общественные организации. Закон действует без оговорок. Исключения связаны только с наличием неких тайн, если физически организация не может принять прям всех журналистов + какие-то частности. Для псевдо - не действует. Профессию журналиста можно рассматривать в сравнении с другими видами деятельности. В первую очередь профессиологи (изучают профессии) пришли к выводу, что профессия и род деятельности - 4 маленьких разности. Профессия имеет в своем измерении моральные критерии труда, т.е., если ты аморален, то не может быть у тебя профессии. Род деятельности не предполагает моральных компонентов в профессионализме. Исполнительный труд. Нет обязательного условия. С этим можно не соглашаться. Но, почему-то именно в профессия появляются кодексы чести, принципы и т.д. Сходна мысль у нас и в Швеции - я журналист или я занимаюсь журналистикой. Ж-т - миссия какая-то. Журналистика - высокая профессия. Имеет дело с человеком и обществом. Профессий не так уж много. Врач, педагог, литератор, театральный деятель, юрист, журналист. Ж-т, выполняющий гуманитарную миссию. Во многих европейских странах журналистам дается возможность бесплатно и свободно посещать и общественные заведения и заведения культуры. Надежный способ подтверждения - международная карточка журналиста. Вступить в союз журналистов можно вступить, проработать год и иметь две минимум положительные рекомендации. Сейчас мы можем говорить о требованиях, предъявляемых к журналисту. Требования существуют в виде обязанностей по законам, есть требования, связанные с общественными представлениями. Кто хороший, а кто плохой. Нравственные характеристики журналиста: Вопрос о нравственном облике журналиста сегодня становится центральным. Слишком часто сейчас переступаю через моральные запреты. - Принципиальность (ж-т - человек с принципами) - Идейные принципы претворяются в жизнь (Сергей Доренко (бе)) - Приверженность правде (правда, как коренной нравственный принцип профессии, - это международная проблема) Перепутана журналистика и наука. Объективность не имеет ничего общего с журналистикой. Объективность - это к науке, а правда - категория нравственности. Но с точки зрения истины иногда не верно. Нельзя выдавать подлое за прекрасное, а черное за зеленое. Можно приводить другие идейно-нравственные оценки. Деловые качества журналиста Они прямо связаны с характером деятельности. Возникает вопрос о журналистском таланте. Если соотносить журналистику с педагогикой, театральной деятельностью и прочим. Здесь вопрос о таланте - один из коренных. Журналистский талант есть. Но здесь вооопрос! Для кого-то не обязателен талант. Некоторые считают, что журналистика для роботов. Талант журналиста заключается в видение и интерпретации фактов. Это особый тип воображения. Видеть мир по-особенному. Видеть в заурядном значительное, в современном - будущее. Необходимое, интересное, значимое для широкой публики. Если мы настаиваем о том, что талант - это нормативное требование, то журналистов у нас, мягко говоря, не хватает. Способности будут выражаться почти так же как и талант, только мерка менее строгая При этом журналистика с точки зрения поглощения способных людей щедра. Никто не конкурирует в этом смысле с журналистикой. Это не только творческое воображение, умение писать. Это еще умение снимать, способность порождать идеи, способности, связанные с контактами с людьми, умении слушать, разговаривать, общаться, настойчивость, любопытство, гражданский темперамент (человек озабочен судьбами страны, мира, способен погружаться). Многообразие способностей, востребованных в журналистике. И они подлежат развитию. Вход в журналистику свободный. Способности развиваются, все преодолеваются. 31. Социально-регулирующая роль прессы Ж выполняет регулирующую роль участвуя в процессах управления обществом. Управление обществом доверено политической системе, в которую входят государственные и политические институты, органы и организации. Они активно используют прессу как средство или инструмент воздействия на социум, проведения своей политики. Таким образом, СМИ оказывается как бы между гражданами и властью. В первую очередь это относится к официальным каналам и изданиям (Российская газета). Однако СМИ не только обслуживает органы власти, но и является мостиком между государством и обществом, выражает интересы, волю, мнения населения, доносит их до институтов политической системы и тем самым корректирует деятельность органов власти. Таким образом, общество влияет на власть с помощью журналистики. В 20 веке американские журналисты нарекли прессу «четвертой властью», вложив в эти слова – независимость от администраций, право критиковать действия правительства, сила и влиятельность в общественной жизни. По содержанию и формам проявления регулирующая роль вызывает острые дискуссии специалистов, она устроена сложнее, чем производственно-экономическая или информационно-коммуникативная роли. 32. Типология прессы по региону и специализации Типология – это классификация предметов или явлений по общности каких либо признаков. Типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Типология СМИ находится в зависимости от многих внешних внутренних причин и факторов. Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Принято классифицировать прессу по региону распространения, за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транснационального. Следующий уровень – общенациональные СМИ(общероссийские, федеральные) – исключительно значим не только в журналистском измерении, но и в полит-ком и юридическом отношении. Маргинальный тип (неопределенный), тот, что не относится не к одному из вышепредставленных. Региональные СМИ – издания обслуживающие отдельные субъекты федерации. Местная пресса – издания выходящие в районах и городах областного подчинения – «районки». Муниципальные СМИ – на них распространяются полномочия муниципальной власти или органов местного самоуправления. Многотиражки (фабрично-заводские, вузовские, газеты фирм и тп) распространяются в пределах одного завода или университета еще эта классификация называется – классификация по специализации. 33. Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам Типология – это классификация предметов или явлений по общности каких либо признаков. Типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Типология СМИ находится в зависимости от многих внешних внутренних причин и факторов. Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Согласно законам РФ, учредителями (основателями) СМИ может стать любой гражданин РФ, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, госорган. Для этого учредитель должен зарегистрировать свою СМИ в органах власти, для теле- и радио- компании нужно получить еще и лицензию на вещание. Описание прессы по учредителю полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаимоотношения, совместную предпринимательскую деятельность. На международном уровне в качестве условия социально ответственной деятельности СМИ утверждается принцип их транспарентности (прозрачности). Чтобы общественность имела возможность формировать собственное мнение о распространяемой информации, ей должно быть все известно о лицах, образующих капитал медиакомпании и могущих тем или иным способом влиять на ее политику. Чрезмерное увеличение размеров и влиятельности каких-либо медиокомпаний неминуемо влечет к монополизации ими эфира и периодики – как в национальном, так и в региональном и местном масштабах. Издержки монополизма очевидны: он ведет сначала к ликвидации конкуренции в экономике, а затем к насаждению единообразия в идейной, политической, профессионально-журналистской сферах. Во многих странах давно уже сложилась практика законодательного ограничения количества СМИ, принадлежащих одному владельцу на определенной территории. Издательские характеристики – имеется ввиду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Периодичность - ежедневные издания (от 4 р в нед), еженедельные, декадные, ежемесячные, ежеквартальные и т.п. Формат – А2 (большой), А3(половинный), А4. новый формат – таблоид(чуть меньше А3). Объем – количество полос – четырехполосное изд., восьмиполосное и т.д.. Техника производства – разнообразие передачи текстов.(телетекст) 34. Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики Модель журналистики — явление конкретно-историческое. Она зависит не столько от времени, как такового, сколько от общественной среды, под воздействием которой она формируется. Среда для прессы – это единство многих факторов, будь то социальное устройство общества, политическая власть в обществе, идеологические течения, традиции и так далее. Иначе говоря, модель прессы отражает в первую очередь модель общества. Существует несколько моделей журналистики на данный момент. Это: - Феодально-монархическая модель прессы - Религиозно-клерикальная модель прессы - Буржуазная модель журналистики - Социалистическая модель журналистики Феодально-монархическая пресса отражает феодально-монархическую, авторитарную социально-политическую систему общества. Но эта пресса не несет обществу зло. Человечество на путях своего исторического развития не могло избежать абсолютизма. Пресса этой формации была явлением необходимым и в значительной мере полезным. Этой модели свойственны:
- Подконтрольность редакционно-издательского дела - Свобода печати, которая фактически принадлежит правящему сословию, а не широким слоям населения - Рассмотрение прессы как орудие государственного управления - Патриотизм - Прославление трона - Обеспечение единства и целостности государства - Заявление национальной идеи и пропаганда ее - Забота о народном просвещении
Феодально-монархической прессе свойственны пропагандистские приемы и интонации, временами высокопарные, безапелляционные при утверждении официально признанных духовных ценностей. Такой стиль мышления и действия неизбежно приводит к консерватизму, косности, и это служит причиной перетекания читательского интереса к оппозиционным органам печати (если они есть), которые обычно отличаются большей свежестью идей и их разнообразием. Феодально-монархическая модель прессы не исчезла в прошлом. Ее можно встретить и в наши дни, хотя и в несколько модернизированных вариантах.
Религиозно-клерикальная модель прессы имеет самостоятельное значение в тех общественных системах, где церковь фактически осуществляет политическую власть. В светских государствах конфессиональная (церковная) печать — это одно из направлений специализации по интересам части аудитории. Сейчас все мировые конфессии располагают специальными службами, курирующими массово-информационную деятельность, теоретическими разработками, призванными обеспечить эффективность влияния на аудиторию. Начало этой модели положили попытки церковных правителей взять под свой контроль всякое распространение новостей. Церковь выступала единым фронтом с монархией против свободы печати, поскольку она сама была элементом государства. Постепенно складывался самостоятельный тип церковной периодики. Клерикальной модели журналистики присущи многие черты феодально-монархической. Сходство объясняется, историческими причинами: общностью судеб светской и религиозной власти в странах, где они когда-то составляли единое целое. Но (различия): - Усилена религиозная направленность в стратегии и тактике действий - Вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный лидер - Вместо национально-государственного патриотизма — ценность единоверия и т.п. - Пресса более догматизирована по содержанию и способам преподнесения материала Если церковь является ведущей политической силой в государстве или даже правит в нем, то появляются негативные следствия монополизма в духовной жизни, возникает опасность принуждения граждан к единомыслию, а то и к аскетическому ограничению информационных контактов. На рубеже тысячелетий католическая церковь, например, стала гораздо терпимее относиться к иным конфессиям, чем на прежних этапах истории, и в целом ее идеология уже не отличается былым радикализмом. 35. Функции журналистики на уровне журналиста - Служебно-профессиональная функция - Творческая 36. Функции журналистики на уровне личности Журналист на уровне личности осуществляет следующие функции: - Ориентации - Морально-психического удовлетворения 37. Функции журналистики на уровне общества Среди специалистов идут дискуссии о том, чем же в первую очередь является журналистика – средством информации, областью духовно-творческой деятельности или, орудием политического управления обществом? Пресса – многогранное явление. В науке общественная жизнь подразделяется на 4 системы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Соответственно вычленяется и ряд ролей прессы: производственно-экономическая, регулирующая, информационно-коммуникативная и духовно- идеологическая. В рамках определенной социальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере. Так, в социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам. Структура функций журналистики многогранна и многослойна. Общество выбирает из них те, которые ему более всего необходимы. На использование возможностей прессы влияет состояние среды, в которой оно рождается и действует. На удовлетворение первой потребности направлена ф. – интеграция с оставных элементов общества. Она приобретает все большее значение, поскольку в совершенном мире набирает силу тенденция к объединению не только в пределах государств, но и в межнациональном пространстве. Функция познани я (самопознания) направлены на базисные потребности общества. Решению этой задачи способствует и событийная хроника, и аналитическая публицистика. 38. Функции журналистики на уровне социальных институтов и организаций Иначе представлены функции прессы на уровне отдельных социальных институтов и групп, складывающихся внутри общественной системы, являющихся ее элементами. Социальные институты – это организации, учреждения, созданные для выполнения определенных общ-ных задач и обязанностей. Это – государство(как аппарат управления), армия, политические партии, общественные объединения и тп, так же это – организованные общности людей, возникающие на основе положения в обществе, разделение труда, опр-ного образа жизни, культуры и тп по интересам и потребностям, которые не совпадают с потр-тями остальной соц.системы. поэтому обращаясь к прессе извлекают из нее функции особого свойства. На уровне социальных институтов и групп первостепенными становятся потребности в усилении их влияния, привлечения единомышленников и союзников, а в политико-гос.сфере – в завоевании и удержании власти. Именно здесь актуальными является рассмотрение пропагандистской, агитационной и организаторской функций журналистики. Сегодня гос-во, общественные движения, союзы и партии как никогда ранее активно используют прессу для распространения взглядов, духовного сплочения граждан вокруг своих инициатив (пропогпнда и агитация) и практического осуществления программ (организация). 39. Функциональное (должностное) разделение труда в редакции Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Под редакцией понимается организация, учреждение, предприятие или гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Штатный состав редакции делится на две основные группы сотрудников: штатные сотрудники (работают на основании трудового договора, наделены правами и обязанностями по трудовому законодательству, имеют социальные льготы и гарантии) журналистов (редакторы, корреспонденты и др.) и обеспечивающий персонал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). Обычно редакции, привлекают к работе и значительное число внештатных сотрудников (работают на основании гражданско-правового договора, не обладают правами и обязанностями члена трудового коллектива) – журналисты (выполняют поручения редакции по редактированию, созданию, сбору, подготовки материалов) и не журналисты (технические работники, приглашенные специалисты и др.). Управленческие (заведующий отделом, редактор по отделу, заместитель главного редактора, ответственный секретарь и др.) и исполнительны е (корреспонденты (его производственные обязанности складываются из 3 компонентов: сбор и подготовка информации, работа по плану отдела и тп.), обозреватели, комментаторы). Кроме функционального разделения обычно вводится тематическая специализация сотрудников (вопросы политики, экономики, быта, спорта и т.п.) – это отделы. Финансово-хоз деятельность осуществляется бухгалтером, директором издательства, заведующим рекламным бюро и тп. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, операторы набора текста, агенты по рекламе и тп. В вершине находится главный редактор – лицо возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска СМИ. В зависимости от типа СМИ штат может дополняться должностями, которых нет в классической газете. 40. Характеристики журналистской информации Информация – это понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Информация, возникшая в процессе освоения мира людьми, является социальной. Журналистская информация представляет собой несколько видов информации в соответствии с делением общества на сферы деятельности: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. также журналистская инфо. является социальной, поэтому на ж распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. документализм в отражении действительности, оперативность – это дает ей возможность познавать мир и находится в самой гуще событий. Особая краткость материалов; аналитичность взглядов на события (верное осмысление и точную трактовку фактов); регулярность. Итак, журналистская информация соединяет в себе обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.
[1] (суммарные данные об источниках финансирования российской печати. Ее совокупный годовой бюджет вырожался в сумме 45 млдр. Руб, из которых выручка от распространения составила 8 млрд., а рекламные поступления – 7 млрд. значит часть расходов покрывается за счет внешних инвестиций, а не собственной деятельностью редакций.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|