ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные аспекты изучения текстаТекст создается для того, чтобы воплотить авторский замысел, передать знания человека о мире, сделать их достоянием других людей. В речемыслительной деятельности текст – основный, но единственный компонент. Важными составляющими текстовой деятельности являются автор (создатель текста, адресант), читатель (адресат), сама отображаемая деятельность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средств, позволяющие адекватно воплотить творческий замысел. Существуют несколько подходов к изучению текста: - лингвоцентрический (аспект «язык – текст»), наиболее традиционный, логика которого основана на изучении функционирования языковых единиц в тексте; -текстоцентрический (текст как автономное целое вне соотнесения с участниками коммуникации), основу которого составляет взгляд на текст как на структурно-семантическое целое, - антропоцентрический (аспект «автор – текст – читатель»), связан с порождением (позиция автора), восприятием и пониманием текста (позиция читателя), - когнитивно-дискурсивный («автор – текст – внеязыковая деятельность»; концепт, картина мира). В антропоцентрическом направлении важными являются следующие идеи. Во-первых, текст как двуединый процесс: текст – есть процесс создания текста и результат речевой деятельности; наличие в сознании человека замысла, концепции, которая реализуется в тексте, восприятие и понимание. Во-вторых, текст как сложный речевой акт, который осуществляется с определенными намерениями и целями воздействия на адресата (прагматика), и как коммуникативное образование. Когнитивно-дискурсивный подход учитывает знание говорящего и слушающего о действительности, «знание мира» (Т. ван Дейк). В современных исследованиях сложились два основных представления о дискурсе: 1) дискурс как коммуникативное событие, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установке, цели адресата, социокультурное окружение), 2) дискурс как институциональный тип текста. И в этом понимании дискурс представляет собой тематически соотнесенные тексты, так или иначе обращенные к общей теме.
Вопросы для повторения и закрепления материала 1. Что понимается под текстом в лингвистике? 2. Какие признаки включает в себя определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным? Что из указанных признаков оспаривается в современных науках? 3. Что понимается под текстом в семиотике? Какие виды отношений рассматриваются в рамках семиотического поднимания текста? 4. Охарактеризуйте основные признаки текста. 5. Охарактеризуйте текстовую модель В. Дресслера и Р.-А. де Богранда? Какие стороны текстовой деятельности учитывает эта концепция? 6. Назовите основные аспекты изучения текстов. Охарактеризуйте сильные стороны этих научных подходов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|