Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные аспекты изучения текста




Текст создается для того, чтобы воплотить авторский замысел, передать знания человека о мире, сделать их достоянием других людей. В речемыслительной деятельности текст – основный, но единственный компонент. Важными составляющими текстовой деятельности являются автор (создатель текста, адресант), читатель (адресат), сама отображаемая деятельность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средств, позволяющие адекватно воплотить творческий замысел.

Существуют несколько подходов к изучению текста:

- лингвоцентрический (аспект «язык – текст»), наиболее традиционный, логика которого основана на изучении функционирования языковых единиц в тексте;

-текстоцентрический (текст как автономное целое вне соотнесения с участниками коммуникации), основу которого составляет взгляд на текст как на структурно-семантическое целое,

- антропоцентрический (аспект «автор – текст – читатель»), связан с порождением (позиция автора), восприятием и пониманием текста (позиция читателя),

- когнитивно-дискурсивный («автор – текст – внеязыковая деятельность»; концепт, картина мира).

В антропоцентрическом направлении важными являются следующие идеи. Во-первых, текст как двуединый процесс: текст – есть процесс создания текста и результат речевой деятельности; наличие в сознании человека замысла, концепции, которая реализуется в тексте, восприятие и понимание. Во-вторых, текст как сложный речевой акт, который осуществляется с определенными намерениями и целями воздействия на адресата (прагматика), и как коммуникативное образование.

Когнитивно-дискурсивный подход учитывает знание говорящего и слушающего о действительности, «знание мира» (Т. ван Дейк).

В современных исследованиях сложились два основных представления о дискурсе:

1) дискурс как коммуникативное событие, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установке, цели адресата, социокультурное окружение),

2) дискурс как институциональный тип текста. И в этом понимании дискурс представляет собой тематически соотнесенные тексты, так или иначе обращенные к общей теме.

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Что понимается под текстом в лингвистике?

2. Какие признаки включает в себя определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным? Что из указанных признаков оспаривается в современных науках?

3. Что понимается под текстом в семиотике? Какие виды отношений рассматриваются в рамках семиотического поднимания текста?

4. Охарактеризуйте основные признаки текста.

5. Охарактеризуйте текстовую модель В. Дресслера и Р.-А. де Богранда? Какие стороны текстовой деятельности учитывает эта концепция?

6. Назовите основные аспекты изучения текстов. Охарактеризуйте сильные стороны этих научных подходов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных