ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ 9 страница3-й этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ребенком», роль которого исполняет другой член группы. По роли «ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» сам определяет свою задачу. Обычно Методические рекомендации к использованию психологических игр... оказывается, что даже те, кто брал «запретный плод», стараются оградить от этого поступка своего «ребенка». При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запреты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важными, или те, которые действительно значимы для них?Сравнивается поведение «без свидетелей» и «при свидетелях». Оценивается воздействие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о различном отношении к запретам для себя и для «ребенка». Можно рассмотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до «ребенка». Хочется заметить, что зачастую подростки, осуждающие авторитарные методы воспитания, воспроизводят их в своем отношении к «ребенку». Вспоминается игра, где играющий, нарушив рекомендацию «не разговаривать», угрожающе спросил у «ребенка»: «Съел?!» и, получив утвердительный кивок, закричал: «Завтра родителей в школу!». Обсуждение этой игры подводит к проблемам: — запреты и отношение к ним, — социальные нормы, как мы к ним относимся, — влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит, — взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, которые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитанниками, — природа зла в человеке. Игра может проводиться и не целиком — только 1-й и 2-й или 1-й и 3-й этапы. Игра может служить прологом ко многим сказкам или их обсуждению, особенно к этим: «Мальчик-чудовище», «Принцесса, которая плохо училась», «Очень печальная сказка», «Храбрец, боявшийся тишины». Продолжительность игры — примерно 1 час. «Звездочки» Цель игры — поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания. Ведущий готовит для игры «звездочки»-наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на Психотерапевтические сказки и игры лоб. Звездочки — либо разного цвета (всего 5-6 цветов), либо различаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий (или наблюдатель, если ведущий также участвует в игре) смотрит, какими способами пользуются участники, чтобы отыскать «себе подобных», не зная, кто ты сам. Обсуждение помогает актуализировать проблему установления контактов, поддержания взаимопонимания в семье, со сверстниками и подводит к обсуждению сказок: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка о странной любви», «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины». jv, Продолжительность игры — 10—15 минут. ц, «Зеркало» < Цель игры — показать трудности построения взаимоотношений, нахождения взаимопонимания между людьми. В группе выделяются 2-3 пары (по жребию или вызываются добровольцы). Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять несколько попыток до первой ошибки в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3-5 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением, или одному партнеру доставалась только роль отражения. Сказка может подвести к обсуждению сказок: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка Элизабет», «Сказка о забывчивой фее». Продолжительность игры — 15—20 минут. «Интервью» Цель игры — актуализация и обсуждение какой-либо проблемы. Группа делится на подгруппы так, чтобы в подгруппе было 8— 12 человек (обязательно четное количество). Каждая подгруппа делится пополам. Половину составляют «журналисты», берущие интервью. Вопросы интервью предлагаются ведущим (или придумы- Методические рекомендации к использованию психологических игр... ваются группой «журналистов») в соответствии с темой занятия (желательно 3—4 вопроса). Затем опрашиваемые и «журналисты» садятся на стулья друг против друга и проводят опрос. По сигналу ведущего, дающемуся через 3 минуты, «журналист» пересаживается к другому опрашиваемому, пока не опросит каждого в своей подгруппе. После этого опрашиваемые и «журналисты» меняются ролями. Последние готовят газетную заметку или краткое сообщение для радио на основе проведенных интервью. Возможно, что разные группы «журналистов» получают (или продумывают) разные вопросы, позволяющие осветить проблему с разных сторон. Игра может проводиться, чтобы провести мониторинг мнений по проблеме, не прибегая к прямой постановке вопросов, и может стимулировать обсуждение практически по любой проблеме. Продолжительность игры — 30—40 минут. «Клубочек»*** Цель игры — визуализировать и обсудить тему межличностных отношений, создать необычную атмосферу. Группа стоит в круге. Один из членов группы получает клубочек ярких прочных ниток. Задание: бросить клубочек тому, с кем чаще всего предпочитаешь общаться, оставив себе кончик нитки. (Либо тому, с кем общение наиболее приятно, интересно, волнующе и т. п.) Получивший клубочек бросает его следующему, не выпуская нитку из руки. Клубочек постепенно разматывается, образуя структуру взаимоотношений в группе. В обсуждении может быть поднят вопрос о чувствах тех, к кому клубочек не попал или долго не попадал, о том, что осознать свои чувства или признаться в них бывает нелегко, но что знать об отношении других необычайно важно. Обсуждение может проходить так, чтобы участники группы продолжали держать нити и в конце концов решили что с ними делать: закрепить на бумаге как коллаж, распутать, повесить на дерево в лесу или еще что-нибудь. Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Сказка о Принце», «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Сказка о мальчике, который не умел играть». Продолжительность игры — 15 минут. Психотерапевтические сказки и игры «Комплименты» Цель игры — обучение искусству говорить и выслушивать комплименты. Комплименты говорятся одному из участников группы (имениннику, победителю какой-либо игры, выбранному по жребию — желательно, чтобы в этой роли не выступал признанный лидер группы). Комплименты говорят все члены группы, включая ведущего. Обязательное условие — искренность комплимента. Если эта игра должна подвести к обсуждению сказки, то того, кто сегодня будет выслушивать комплименты, можно назвать «принцем» или «принцессой». Проблемы, увиденные в ходе игры, обсуждаются обобщенно; лучше говорить не о поведении конкретного участника, а о трудности верить комплиментам, если человек не уверен в себе. Игра может быть подготовкой к обсуждению сказок: «Принцесса, которая не нравилась самой себе», «Принцесса и фея бабочек». Продолжительность игры — не более 20 минут. «Куб согласия — куб конфликта»*** (Игра разработана и апробирована совместно с Е. Н. Соколовой, преподавателем изобразительного искусства Санкт-Петербургского Высшего педагогического училища им. Н. А. Некрасова). Цель игры — обсуждение результатов конфликтного и примирительного поведения человека. Для игры необходимо подготовить два бумажных или картонных куба (длина грани — от 40 см), краски и две кисточки. Добровольцам предлагают «поговорить» друг с другом посредством кисточек и красок на одной из граней куба. При этом один куб предназначен для общения в состоянии конфликта, а другой — для дружеской беседы. При обсуждении в группе (после того как все грани куба заполнены) сравниваются рисунки на этих кубах и оцениваются чувства партнеров. Кубы могут храниться в группе на память как материализованный символ стилей поведения (стремящегося к мирным способам решения проблем, и агрессивно-конфликтного). Методические рекомендации к использованию психологических игр... Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Мальчик-чудовище», «Очень печальная сказка», «Сказка о капризной принцессе». Продолжительность игры — 15—20 минут. «Ледокол» Игра является хорошим способом «разбить лед» в малознакомой группе, настроиться на сказочные сюжеты или актуализировать какие-либо знания. Играющие берут листочек бумаги (карточку) и пишут на нем имя сказочного персонажа, название какого-либо сказочного предмета, фамилию известного автора сказок, название сказки или сказочного города, которое должен угадать другой участник. (Ведущий может заранее подписать нужное количество карточек сам, если это отвечает его замыслу.) Написавший карточку вправе просить разрешения прикрепить ее на спину любому участнику группы. Карточки прикрепляются булавкой на спину каждого участника. Все участники игры подходят друг к другу, показывают свои карточки и задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет». Если учащийся разгадал свою карточку, он прикалывает ее на грудь. Количество вопросов, которые можно задавать при разгадывании, можно ограничить. Игра может подготовить к проведению и обсуждению любой сказки. Продолжительность игры — 15—20 минут. «Лишний стул» Цель игры — настройка группы на откровенность или создание сказочной атмосферы. Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на уроки. Психотерапевтические сказки и игры ...те, кто всегда соблюдает правила. ...те, кто всегда слушается родителей. 'I' Можно предлагать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например: Поменяются местами те, кто верит, что чудеса случаются не только в сказках. Продолжительность игры — 10—15 минут. «Магазин ценностей»** Цель игры — помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. Главный, но не всегда достижимый результат — понимание того, что, выбирая свою систему ценностей и следуя ей, человек реализует свою свободу. Данную игру можно проводить только в неконфликтной группе, в которой участники успели хорошо познакомиться друг с другом. Ведущий, обращаясь к группе, объявляет: «Представьте себе, что мы с вами отправились в поход. Мы шли долго, пересекали бурные реки, поднимались в горы, чуть не упали в пропасть, страдали от непогоды. Наконец мы вышли на солнечный склон горы, увидели проселочную дорогу и около нее маленький домик, а на нем вывеску «Магазин ценностей», «Здесь можно купить и продать все!» Давайте зайдем!» И вот группа в «магазине». Ведущий объявляет себя продавцом-консультантом, обещая, что группа скоро начнет ему помогать. Он приглашает «покупателей» говоря: «Здесь действительно можно купить все, но не за деньги». Приведем несколько диалогов. 1-й Покупатель: Я хочу купить независимость. Продавец: У нас есть, причем разная. Вам какую? 1 -й Покупатель: Как это? Продавец: Может быть полная независимость, может быть независимость от старших, от законов, от собственных принципов. 1-й Покупатель: А сколько стоит полная независимость? Продавец: Почти ничего. Но в придачу обязательно нужно будет взять одиночество. Отдельно не продается! 1-й Покупатель: Почему? Методические рекомендации к использованию психологических игр... Продавец: Ну, если у вас есть друг или вообще близкий человек, то вы уже зависите от него. 1-й Покупатель: А независимость от старших? Продавец: Я думаю, что заплатить нужно умением обходиться без них. И еще чувством пустоты от того, что ты безнадежно взрослый. Берете? 1-й Покупатель: Я подумаю. 2-й Покупатель: А я хотел бы купить уверенность в себе. Продавец: В каких ситуациях? 2-й Покупатель: Во всех! Продавец: Даже тогда, когда вы не правы? 2-й Покупатель: Когда я прав! Продавец: Ну, тогда нужно заплатить застенчивостью. 2-й Покупатель: Охотно! Продавец: Как хотите. Вашу застенчивость у меня охотно купят. 2-й Покупатель: Кто? Продавец: Да многие. Она такая милая. А если кого-то считают нахалом, ему неплохо прикупить немного застенчивости. 2-й Покупатель: Все равно. Продавец: Тогда все беремся за руки и говорим: «Свидетельствуем, что... (имя) продает магазину свою застенчивость, в обмен на это в ситуациях, когда он прав, он приобретает уверенность в себе». А Вы (имя) еще скажите: «Я обязуюсь об этом помнить». И еще: если Вы хотите расторгнуть сделку, то вспомни о ней, представь себе свою уверенность на ладони и дунь на ладонь:«Фуу..». И все будет, как было. В ходе диалогов нужно осторожно начинать советоваться с группой, привлекая участников в качестве консультантов. При этом следует заметить, что необходимо учитывать личность «покупателя». Например, ту же «уверенность в себе» другому участнику можно отдать без выкупа, только с условием помнить о ней. Ведущий также может стать покупателем, например, поинтересоваться, за сколько ему продадут понимание или обратную связь со стороны группы. Когда долго не находится желающих купить что-либо в магазине, ведущий может напомнить, что магазин может также и купить у них что-либо. То, что не нужно одному, может приго- Психотерапевтические сказки и игры диться другому, а пригодиться может все что угодно. Например, трусость тому, кто слишком неосторожен, немного лени трудоголику и т. д. Игра завершается, когда больше нет желающих ни купить, ни продать. Можно пообещать, что магазин будет иногда открываться вновь. Результатом игры может стать принятие себя участниками группы (даже теми, кто не воспользовался услугами магазина), понимание того, что недостатки человека — часто продолжение его достоинств. Игра может подвести к проблеме «волшебного вмешательства» в сказке, к проблеме выбора, к тому, что человек ответственен за выбор и что согласие на какое-либо действие — это уже начало хорошего или плохого поступка. Игра может быть полезна как подготовка к проведению или обсуждению любых сказок, особенно: «Принцесса, которая не нравилась самой себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Мальчик-чудовище». Продолжительность игры — 30—40 минут. Мама, я хочу домой*** Цель игры — расшевелить участников группы, побудить их к проявлению творчества, повысить самооценку, настроить на сказку. Основана на детской игре, распространенной в США. Все участники группы стоят вместе. Ведущий — по другую сторону. Он спрашивает участников: «Кто хочет домой?» Когда кто-либо отвечает: «Я», — ведущий ставит условие: «Вы должны пройти, как... (один из образов, подходящих данному человеку): балерина, бабочка, слон, лягушка, автомобиль, ленивый ученик, идущий в школу и т. п.». Можно задать образы персонажей известной сказки или той сказки, которая будет анализироваться. Количество предлагаемых образов не ограничено. Задача ведущего — выбор образа, повышающего самооценку данного участника. Например, «как слон» может идти только слабый и легкий человек, ленивого ученика изобразит активный и т. п. Участник может отказаться от предложенного образа и остаться на месте. Группа оценивает качество исполнения образа и в зависимости от этого ис- Методические рекомендации к использованию психологических игр. полнения пропускает «домой» или не пропускает. Когда некоторые участники уже выполнили задание, ведущий оставляет их назначать новые задания и отправляется к группе желающих домой, чтобы также получить и выполнить задание. Возможно выполнение задания по 2—3 человека, тогда и образы могут быть другими: — тракторист на тракторе; — кошка с клубочком; — стайка воробьев, — трехглавый дракон, — сражающиеся рыцари и т. п. Продолжительность игры — около 20 минут. «Миниспектакль» Цель игры — выявление проблематики, актуальной для группы, ценностей, интересов участников. Игра способствует раскрепощению группы, развитию творчества, сплоченности. Группу необходимо разделить на подгруппы по 6—8 человек. Группе предлагается ситуация или проблема и дается время, чтобы поставить миниспектакль. Если у группы возникают трудности, нужно напомнить, что в этом спектакле есть определенные роли, текст, сцены, название и т. п. После спектакля проходит его обсуждение. Форма обсуждения диктуется задачами группового процесса. Если группа испытывает затруднение, можно предложить набор ролей, место действия и т. п. Можно также предложить группам спектакль на свободную тему, что позволяет еще лучше узнать волнующие группу проблемы. Продолжительность игры — не менее 40 минут, на подготовку спектакля дается 15 минут. «Найди пару»** Цель игры — показать трудности самоопределения, нахождения друга, человека «своего типа», подготовить к обсуждению этой проблемы. Все члены группы получают (или вытаскивают из коробки) карточки, на которых написаны названия профессий (либо такая характеристика человека, которую можно показать без слов): «вспыльчи- Психотерапевтические сказки и игры вый», «очень умный», «любитель чтения», «любитель танцев», «застенчивый», «ищу друга», «музыкант», «строитель» и т. п. Каждая карточка встречается два раза. Затем предлагается найти свою пару, объясняя то, что написано на своей карточке, только жестами и мимикой. Саму карточку показывать запрещается. Когда все пары найдены, они представляют себя другим также жестами, предоставляя другим возможность угадывать, что это за пара. Обсуждение игры проходит в зависимости от проблемы и может подготовить к обсуждению таких сказок, как: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка о забывчивой фее». Продолжительность игры — около 15 минут. «Необитаемый остров» Цель игры — соотнесение этической ситуации с личным опытом участников, моделирование своего поведения в экстремальной ситуации, создание игрового или сказочного настроения. Каждой подгруппе (10—20 человек) дается большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Объявляется, что группа в этом составе проведет год на необитаемом острове без связи с внешним миром. Предлагается нарисовать этот остров, свою жизнь на нем и составить правила жизни на острове. Можно также предложить жизнь на острове в сказочной стране, когда известно, что через год придет волшебник или другой чудесный помощник; жизнь там, где возможны любые чудеса при определенных условиях, и т. д. Обсуждение проводится в зависимости от рассматриваемой проблемы: — отношения между людьми, — отношения с природой, — необходимость взаимопомощи. Продолжительность игры — 30 минут. «Ответить — не ответить» Цель игры — показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми. Группа стоит в круге. Один из участников (водящий) выходит за дверь. С группой договариваются о том, что когда водящий входит Методические рекомендации к использованию психологических игр и здоровается с кем-либо, этот человек демонстративно отворачивается (или начинает разговаривать с кем-то другим). После нескольких попыток игра прекращается, ведущий извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие. При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не отвечал на приветствие. Продолжительность игры — 10 минут. Игра может служить прелюдией к обсуждению сказок: «История о принце, который носил маску», «Сказка о мальчике, который не умел играть». «Передача предмета» Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрушка, сувенир) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов. Продолжительность игры — 10 минут. «Пишущая машинка» Цель игры — запоминание информации, освежение в памяти какого-либо тезиса, постановка проблемы в игровой форме, создание настроения. Участникам игры раздаются карточки с буквами, цифрами, знаками, одной или несколькими для каждого. Предлагается «напечатать на машинке» любой текст, предложенный ведущим или группой. При «печатании», когда подходит очередь какой-либо буквы, тот, кто ее получил, хлопает в ладоши, называя букву (или встает со стула). При пробеле между словами хлопают в ладоши все. Можно также хором отмечать перевод строки: «Дзинь!» Для настройки на сказки можно «напечатать» название сказки или какие-либо известные сказочные фразы: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «И я там был, мед-пиво пил. По усам текло, да в рот не попало...» Продолжительность игры — 15-20 минут. Психотерапевтические сказки и игры «Поводырь» Цель этой очень многозначной игры в данном контексте — создать в группе переживания взаимной поддержки, более глубокие взаимоотношения, интерес к проблеме взаимной зависимости людей друг от друга. Группа делится пополам. Выделяется один или несколько наблюдателей, либо ведущий принимает на себя эту роль. Объявляется, что одна половина группы временно потеряла зрение и слух. Другая половина группы приглашается на роль поводырей, которые должны безмолвно пригласить на прогулку «слепых» и по возможности познакомить их с миром в новых условиях. Обычно такая прогулка продолжается не менее 20 минут, после чего «слепые» и «поводыри» меняются ролями и снова проводят прогулку. При обсуждении необходимо, чтобы каждый высказал свои впечатления о том, как он чувствовал себя в роли «слепого»: как воспринимал мир, помогал ли ему поводырь, или тащил, куда считал нужным; и в роли поводыря: было ли взаимогонимание со «слепым»», какие чувства были по отношению к нему. Продолжительность игры — около 1 часа. Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Сказка о странствиях принца Леона», «Сказка о Принце», «Утешительная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе». «Разговор через стекло» Цель игры — осмысление трудностей общения между людьми, трудности понимания людьми друг друга. В ходе игры нескольким парам участников предлагается «поговорить» друг с другом, как если бы их разделяло толстое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хотел сказать один и что понял другой. При обсуждении можно подсказать, что таким «стеклом» может быть принадлежность к разным народам, поколениям, странам. Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Принцесса, которая плохо училась», «Сказка о Принце», «История о принце, который носил маску». н Продолжительность игры — 10—15 минут. Методические рекомендации к использованию психологических игр... «Рисуем музыку»*** Цель игры — обсуждение вопроса о различных видах любви и различных представлениях о ней. Участники игры получают несколько листов бумаги для рисования, краски (цветные карандаши или фломастеры). Объявляется, что рисовать будем музыку, точнее, несколько музыкальных произведений. Для рисования представляются несколько (не менее двух) музыкальных отрывков, или песен, отражающих разное понимание любви. В моем занятии использовались: «Мочалкин блюз» из фильма «Асса», ария Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и мадригал XIV века «Любовная надежда». (Можно, естественно, выбирать различные произведения, желательно, чтобы их стилевые особенности не отталкивали участников группы, ориентированных на какой-то стиль музыки.) На рисунок необходимо выделить 10—15 минут. После этого организуется «вернисаж», где свои работы представляет каждый автор, объясняя, почему он так нарисовал ту или иную музыку, либо выставки работ по конкретным музыкальным произведениям. В связи с обсуждением работ возникает тема различных видов любви, что отразилось в музыке и, в результате, в рисунках. Игра может служить подготовкой к проведению или обсуждению сказок: «Сказка о странной любви», «Принцесса и фея бабочек», «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка Элизабет», Продолжительность игры — не менее 30 минут. «Рукопожатие» Цель игры — улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми. Одному из участников — добровольцу, завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие. Продолжительность игры — 10—15 минут. Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Сказка о Принце», «Принцесса, которая не нравилась самой себе», «Утешительная сказка». Психотерапевтические сказки и игры «Цветик- Семицветик» Цель игры — осознание и групповое осмысление ценностей, интересов, потребностей участников, создание сказочного настроя. Для игры подготавливаются бумажные ромашки с семью лепестками. Предлагается написать на лепестках ромашки свои желания, не ограничивая себя ничем, как если бы ромашка была волшебной. Затем ведущий собирает ромашки и, выбирая одну из них, предлагает составить впечатление о человеке, у которого такие желания. Возможно просто сравнение ромашек между собой. Можно назвать героя сказки, который мог бы выразить такие желания, либо вообще выполнять задание от имени какого-либо сказочного героя. В другом варианте игры лепестки ромашек отрываются, перемешиваются, по желанию группы происходит знакомство с частью лепестков, либо разговор о желаниях вообще, способах их осознания и исполнения. Продолжительность игры — 15—20 минут. Игра готовит к обсуждению сказок: «Сказка о капризной принцессе», «Сказка о забывчивой фее», «Принцесса и фея бабочек». «Скульптура» Цель игры — групповое осмысление и обсуждение какой-либо проблемы, раскрепощение группы, создание творческого, сказочного настроения. Группе (всей или разделенной на подгруппы) предлагается изобразить групповую скульптуру по предложенной теме, например скульптуру, выражающую отношения героев какой-либо сказки, либо скульптуру, являющуюся олицетворением какого-либо чувства. По поводу «Сказки о Принце» это может быть скульптура «День рождения» или «Принц и Рыцари в лесу», или «Принц в городе Аморель». Скульптуры могут воплощать любовь, одиночество, неверие в себя, тишину. Если это необходимо, скульптуры могут быть динамическими (с ритмично двигающими персонажами). Представленные скульптуры обсуждаются в группе и могут помочь при анализе или постановке практически любой сказки. Продолжительность игры — 15—20 минут. Методические рекомендации к использованию психологических игр... «Тарелка с водой» Цель игры — развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопонимания. Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п. Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали. Продолжительность игры — 20 минут. Игра может подготовить к работе с различными сказками, например: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка о странствиях принца Леона», «Утешительная сказка». «Тип-топ» Целью игры является демонстрация группе неконструктивного поведения при обсуждении. Иногда такая демонстрация необходима при групповых занятиях. Группе предлагается встать в круге на четвереньки, прикасаясь друг к другу мизинцами (или какая-либо другая, достаточно неудобная поза). Ведущий спрашивает у соседа по кругу: «Знаете ли вы игру «Тип-топ»?» Тот отвечает: «Нет!» Ведущий предлагает задать этот же вопрос соседу. Вопрос и ответ проходят весь круг. Когда к ведущему обращаются с этим же вопросом, он отвечает: «И я не знаю. И что мы здесь делаем, просто непонятно!» Продолжительность игры — 15 минут. «Эмоциональный контакт» Цель игры — осмысление и обсуждение ценности и смысла любви в отношениях между людьми. Группе предлагается провести «мозговой штурм» на тему «эмоциональный контакт». Правила «мозгового штурма»: 1)каждый может высказываться, 2)нельзя перебивать друг друга, 3)нельзя критиковать чужие высказывания, 4)можно развивать любую мысль. Психотерапевтические сказки и игры Эмоциональный контакт в данной игре понимается как любые неравнодушные отношения. Группа отвечает на следующий вопрос: какими средствами и с какой целью люди добиваются того, что к ним относятся неравнодушно? Ведущий записывает все высказывания, после чего просит оценить средства как «этичные» и «неэтичные». Относительно целей задаются вопросы, является ли каждая из целей эгоистичной, альтруистичной или нейтральной. Обычно в подростковой группе соотношение эгоистических и альтруистических целей равно примерно 5:1, что служит для группы источником размышлений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|