Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы получения вторичной информации




Методы анализа документов. Для получения нужной информации необходимо использование методов анализа изучаемых данных. Всю совокупность носителей таких данных называют документами.

Выделяют два основных типа анализа: традиционный (классический), и формализованный (количественный) — контент-анализ.

1. Традиционный анализ — это цепь логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Интересующая информация, заложенная в документе, часто присутствует в неявном виде, в форме, отвечающей целям созданного документа, но не всегда отвечающей целям конкретного исследования.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ — это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа — установить вид документа, его форму, время и место появления. Определяются автор и инициатор создания документа, цели его создания, достоверность и суть его контекста.

Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности приводимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.

2. Формализованный анализ документов позволяет избавиться от субъективности за счёт применения количественных методов.

Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие подсчи­тываемые признаки, черты, свойства документа, кото­рые отражают существенные стороны его содержания. Качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей.

Контент-анализ — это техника выведения заключения, основанная на глубоком исследовании характеристик текста документа.

Верификация (проверка достоверности) полученной информации и прогнозных и плановых решений.

Любое решение основывается на информации. Большое значение имеет качество информации. Требования, предъявляемые к качеству информации, можно представить в виде следующих её признаков:

1) достоверность (корректность) информации – мера приближённости информации к первоисточнику или точность передачи информации;

2) объективность информации – мера отражения информацией реальности;

3) однозначность;

4) порядок передачи информации – количество передаточных звеньев между первоисточником и конечным пользователем;

5) полнота информации – отражение исчерпывающего характера соответствия полученных сведений целям сбора;

6) релевантность – степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной задаче;

7) актуальность информации (значимость) – важность информации для процесса планирования или прогнозирования;

8) стоимость информации.

Качество информации должно оцениваться при её получении. Информация быстро стареет, поэтому её следует использовать оперативно.

Анализ информации, как правило, основывается на различных компьютерных и математических моделях. Модели используют для прогнозирования, планирования и уменьшения степени неопределённости знаний об объектах исследования Достаточно универсальным и распространённым методом моделирования при оценке информации и качестве прогнозирования является имитационное моделирование. Важно то, что имитационная модель позволяет использовать всю имеющуюся информацию вне зависимости от её формы представления и степени формализации. Имитационные модели получили большое распространение потому, что не накладывают жёстких ограничений на используемые исходные данные. Наоборот, они позволяют творчески, гибко использовать всю имеющуюся информацию об объекте планирования и прогнозирования.

Для обеспечения точности и достоверности результатов моделирования необходима проверка адекватности или верификации прогнозной модели. Проверка адекватности модели выполняется с использованием формальных статистических критериев, например, статистической проверкой гипотез о принадлежности и оригинала, и модели к одному классу объектов. Однако такая проверка возможна при наличии надёжных статистических данных параметров как оригинала, так и модели. Если по каким-то причинам такие данные отсутствуют, и не могут быть получены, то с достаточной для практических целей точностью это делают сравнением отдельных свойств оригинала и модели.

Верификация модели – это оценка функциональной полноты, точности и достоверности модели с использованием всей доступной информации в тех случаях, когда проверка адекватности по тем или иным причинам невозможна. В случае моделирования процессов и систем, ещё не существующих, или при отсутствии достоверной информации, судят о сходстве прогнозной модели и оригинала посредством процедур верификации.

В прогнозировании чаще всего реальный объект отсутствует или разрабатываются новые, ещё не существующие функции объекта прогнозирования. Поэтому в прогнозировании чаще используют верификацию. При планировании, когда объект планирования реально существует, чаще, чем в прогнозировании, имеются условия для проверки адекватности моделей. Наиболее часто используют следующие методы верификации:

1) прямой метод это верификация путём разработки модели того же объекта с использованием другого математического метода;

2) косвенный метод – это верификация путём сопоставления результатов, полученных с использованием данной модели, с данными, полученными из других источников;

3) консеквентный метод – это верификация результатов моделирования путём аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов;

4) верификация модели оппонентом – путём опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу;

5) верификация модели экспертом – верификация путём сравнения прогноза с мнением эксперта;

6) инверсный – верификация путём проверки адекватности прогнозной модели и объекта прогнозирования в ретроспективном периоде (за прошедший период времени).

 

Тема 6. Организация и опыт макроэкономического планирования и прогнозирования в развитых зарубежных странах.

План

1.Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах.

2. Долгосрочное макроэкономическое планирование и прогнозирование: опыт стран ЕС (Франция, Германия).

3. Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США.

4. Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в Японии.

5. Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в Южной Корее.

Становление прогнозирование и планирования в зарубежных странах.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший многие страны искать пути выхода из него. В 30-е гг. впервые за рубежом возникает макроэкономическое планирование. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики.

Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты—выпуск», линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.
Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.
В 1944 г. К. Ландауэр в книге "Теория национального экономического планирования" предложил систему планирования, очень похожую на ту, которая позже стала известна как "индикативное планирование". В рамках такого планирования правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне становится в ряде западных стран предметом широких дискуссий. Его предлагают применять не только с целью недопущения кризисов, но и регулирования процессов производства и распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике дали возможность правительствам ряда стран осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе — с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х гг. создаются специальные плановые органы: во Франции — Генеральный комиссариат по планированию; в Японии — Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах — Центральное плановое бюро; в Канаде — Экономический совет.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.
До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК (Глобальная модель международной торговли) включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию).

При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.
Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах — представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: европейской - ЕС (Франция и Германия), североамериканской (США); азиатской (Япония и Южная Корея).


2. Долгосрочное макроэкономическое планирование и прогнозирование: опыт стран ЕС (Франция, Германия).

Опыт макроэкономического планирования и прогнозирования в

странах ЕС можно рассмотреть на основе планирования и прогнозирования бюджетного процесса. В последние годы страны ЕС перешли к разработке собственного ежегодного бюджетного процесса на основе стратегического многолетнего подхода. Общим для всех подходов в долгосрочном бюджетировании, является включение прогнозных оценок доходов и расходов на несколько лет вперед после текущего года, при этом практика, связанная с долгосрочным бюджетом, существенно различается от страны к стране. Рассмотрим это на примере Германии и Франции.

В Германии бюджетный процесс децентрализован, и макроэкономическое прогнозирование правительства осуществляется с привлечением сторонних экспертных организаций, тогда как во Франции всем процессом, включая задачи по прогнозированию, занимается Министерство финансов. Помимо этого, в силу соглашений с ЕС - Маастрихтский договор и связанный с ним «Пакт стабильности и развития» (ПСР) - обе страны-участницы еврозоны должны соблюдать заложенные фискальные параметры для сектора общего государственного управления. Установлены верхние ограничения для ежегодного дефицита в 3 процента ВВП и общего долга до 60 процентов ВВП. В соответствии с ПСР государство должно стремиться к сбалансированному бюджету и разрабатывать ежегодные программы обеспечения стабильности и роста, отражающие выполнение этих целевых показателей.

Многолетнее программирование расходов требует надежности макроэкономических прогнозов, увязанных с налогово-бюджетными целевыми показателями, которые бы были допустимыми в совокупности и, тем самым, являлись бы надежными прогнозами будущих ресурсов.

В настоящее время в процессе прогнозировании в странах ЕС используются 3 метода прогнозирования.

Первый метод - метод краткосрочного экономического анализа. Его суть - в изучении внутригодовых рядов, обычно ежемесячных, с 50-х годов этот метод был дополнен обследованием уверенности руководителей предприятий. Достоверность данного подхода является «качественной» и не подкрепляется ни бухгалтерскими балансами, ни экономическим моделированием.

Второй метод - это метод «национальных счетов». Он подразумевает ведение ежегодных национальных счетов, которые затем «проецируются» на текущий и будущий год для составления «экономических бюджетов» или среднесрочных прогнозов. Они состоят из прогнозов годовых потоков (зачастую основанных на экспертной оценке), представленных в рамках национальных счетов, которые считаются последовательными и универсальными.

Третий метод, связанный с именем голландского экономиста Яна Тинбергена, полагается на эконометрическое моделирование устойчивых тенденций, наблюдавшихся в прошлом. Этот метод появился в Нидерландах в 1936 году и применяется для динамического планирования, разительно отличающегося от французского планирования, которое использовалось до конца 60-х годов прошлого века.

Бюджетные документы раскрывают бюджетные прогнозы и позволяют обнародовать для общественности все макроэкономические допущения. При этом не даётся никакой официальной характеристики, либо анализа зависимости между допущениями, налогово-бюджетным прогнозом и исполнением

Содержание, стиль и значение экономического прогнозирования в странах ЕС дают неплохое представление о роли государства, в особенности в том, что касается научного и технического опыта. В некоторых странах экспертные знания сосредоточены более или менее за пределами правительственных учреждений (например, Германия); эксперты работают в университетах и научных центрах, которые, даже если и получают государственные средства, находятся с правительством в договорных отношениях - два сектора, преследующие каждый свои цели. Франция представляет собой более сложный пример организации планирования и прогнозирования. Прежде всего, общественно-признанные технические знания и опыт, и даже научные ресурсы - всегда раньше (и до некоторой степени и сегодня) принадлежали государству. Департамент прогнозирования состоит из пяти поддиректоратов:

1. Поддиректорат макроэкономических прогнозов, которому поручено проводить прогнозирование и мониторинг, с тремя отделами: национальные прогнозы на основе модели, международные обобщения и мониторинг;

2. Поддиректорат макроэкономической политики - его задачей является оценка воздействия макроэкономической политики в динамике европейской интеграции и глобализации;

3. Поддиректорат отраслевой политики, который ставит диагноз экономической политике через отраслевой анализ;

4. Поддиректорат государственных финансов;

5. Поддиректорат социальной политики и пенсионной системы.

Помимо этого, Директорат отвечает за работу Национальной экономической комиссии и выпуск обзора «Экономика и прогнозирование». Национальная экономическая комиссия является механизмом обеспечения участия представителей научной и деловой общественности в диагностике и прогнозировании. В Комиссии 22 члена, назначаемых министром финансов. Члены комиссии работают в течение четырех сессий в год.

 

Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США.

Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. Подчеркивая важность прогнозирования, американский экономист О. Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. В настоящее время прогнозирование широко использует последние достижения экономической теории, экономико-математические методы и электронно-вычислительную технику. В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Разрабатываются прогнозы развития мировой экономики, групп стран и отдельных стран. Прежде всего разрабатываются прогнозы развития экономики США в целом, отдельных штатов, отраслей, сфер экономики, товарных рынков и др. В США исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до двух тысяч участников. В США появился термин «прогнозная индустрия». Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.

Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель «затраты - выпуск». В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований:

1) прогнозирование в системе государственного регулирования;

2) внутрифирменное прогнозирование;

3) коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.

Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроэкономическом уровне сосредоточены в трех организациях: Совет экономических консультантов, Совет управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ). Для выработки экономической политики правительства был создан специальный орган - Совет экономических консультантов. В функции Совета входят: помощь и консультации президенту при составлении экономического отчета; сбор и анализ информации о процессах в экономике, с точки зрения задач правительства; оценка различных экономических программ и выработка рекомендаций; проведение специальных исследований по заказу президента.

Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности. Для США также характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, и охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для страны в целом, её экономики и отдельных фирм.

Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, политическим, международным и рыночным факторам. Технологические факторы учитывают изменение технологий во внешней среде, что очень важно для технологического обновления. Экономические факторы - включают оценку уровня занятости, инфляции, налоговых ставок, стабильности доллара США за рубежом и другие. Конкурентные факторы - предполагают выявление действий конкурента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать. Политические факторы - учет руководством организации нормативных документов местных органов, властей штата и федерального правительства, кредитов федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничений по найму рабочей силы и возможности получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами. Международные факторы - изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы - изменчивость рыночной внешней среды, представляющей собой область постоянного беспокойства как в целом для страны, так и для организаций (конкуренция; доходы страны, населения и прочее).

Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в Японии.

В Японии все крупные фирмы имеют плановые отделы. Подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху - вниз. Временной горизонт планирования обычно равен пяти годам, горизонт прогнозирования - пятнадцати годам.

Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно внедряться с 1950 года. В 1956 году был принят первый пятилетний план экономического развития страны. В настоящее время большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным на достижение крупных целей и развитие на долгосрочной основе. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно технологических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики.

Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии.

В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы (носящие индикативный характер). Они разрабатываются по заданию правительства. В этих планах формулируются важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, обосновывают рекомендации по решению этих проблем.

Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию. Общепризнано, что основой японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Многие исследователи утверждают, что страна буквально укутана сетью планов, и план в Японии не противоречит рынку. Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы.

Такое планирование в Японии принято называть адаптивным. Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, работающих на предприятии и принимающих участие в планировании. План является основным средством рационализации деятельности и основным документом по контролю над поставленными целями.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Для Японии во второй половине ХХ века были характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или «Доклад Маэкавы». Это экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI века. В ее основе Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой - само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.

Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, государственный заказ.

Льготное кредитование - основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский Банк Развития.

В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50%. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в Южной Корее (Республике Корея).

Государственное планирование в Южной Корее началось с так называемого «Плана Натана», разработанного в 1954г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот план был не очень удачным, т.к. не опирался на целостную концепцию экономического развития.

В 60-х гг. прошлого века, экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ (Международного Валютного Фонда), которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах, возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и ориентацией на мировой рынок. В концептуальном плане программа предполагала ориентацию индустриального развития на всемирное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления. Программой предусматривалось последовательно выполнить 4 пятилетних плана (1962-1966 гг., 1967-1971 гг., 1972-1976 гг., 1977-1981 гг.). Каждый план был нацелен на реализацию определенных приоритетов. Пятилетнее планирование применялось также в 80-е и 90-е гг. XX века. Предусматривается его сохранить и в дальнейшем.

В Южной Корее широкое распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США. Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне - и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности. Всё это увязано с рынком. Основная ставка делается на всемерное поощрение экспорта путем предоставления льгот и субсидирования национальных экспортеров. Если в течение строго ограниченного времени экспортёру не удалось занять рыночную нишу или нарастить свое присутствие на данном товарном рынке, он автоматически теряет льготы и субсидии.

Под контролем государства находятся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал. В основе экономического рынка Южной Кореи лежит рынок не внутренний, а мировой. Умелое использование планового и свободного рыночного развития позволило Южной Корее в сжатые сроки войти в разряд стран с развитой экономикой. Любые хозяйственные решения в стране подчиняются общей цели. Долгосрочные планы социально-экономического развития Южной Кореи предусматривают дальнейшее масштабное и активное участие государства в процессе экономического развития страны.

 

Тема 7. Прогнозирование и планирование темпов и качества экономического роста.

1. Экономический рост как объект прогнозирования.

2.Методы и модели прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста.

3.Прогнозные оценки показателей экономического роста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных