Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ




 

Гендер – понятие, включающее в себя совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендер – социальный пол – детерминируется социально-историчекими и этнокультурными условиями по аналогии с социальным классом, национальностью, возрастом. Выделяют личностный гендер, структурный – представленный на уровне социальных институтов, символический гендер – культурное содержание мужественности и женственности.

Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной квалификации.

Гендерная идентичность – означает, что человек, принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры.

Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или убеждений.

Гендерная проблема – это совокупность (выявление) социокультурных факторов, детерминирующих различия в поведении, социальных и других функциях мужчин и женщин. Гендерная проблема является частью проблемы пола и соотносятся они как часть и целое. В обобщенном виде можно выделить следующие основные аспекты гендерной проблемы:

1. Социальную ранжированность, определяющую роль мужчин и женщин в обществе (престиж, социальная репутация, степень уважения и т. д.);

2. Социальную стратификацию, определяющую место мужчин и женщин в обществе (социальный статус, место в социальной иерархии и т. д.);

3. Проблему взаимоотношения полов или диалог полов (социокультурный);

4. Семейно-брачные отношения.

Гендерный – социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку.

Гендерный анализ – это процесс оценки различного рода воздействия, оказываемого на женщин и на мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ основан на убеждении в том, что политика не может быть отделена от социального контекста, что социальные вопросы – неотъемлемая часть экономических. Суть гендерного анализа – в полном раскрытии любых последствий для обоих полов, а не в том, чтобы способствовать продвижению или ослаблению каждой из сторон. Анализ, основанный на гендерном подходе, – важная часть универсального социально-экономического анализа государственной политики. Гендерный анализ подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек, независимо от пола, испытывает одинаковое воздействие политических курсов, программ и законодательства.

Гендерные индикаторы (гендерно-чувствительные индикаторы) – это указатели или измерители, использующие количественные или качественные показатели для суммирования гендерно-качественных изменений, происходящих в обществе в течении определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Они -необходимая и полезная составляющая, в сочетании с другими оценочными методиками для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.

Гендерные исследования – теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам.

Гендерные нормы – это определенные правила поведения и предписания, формирующие представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», играющие важную роль в поддержании гендерной системы и конструировании гендерного сознания. Гендерные нормы внедряются в сознание детей в процессе семейного воспитания (в лице родителей и родственников), в системе образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), через институты культуры (в том числе при помощи книг и средств массовой информации). Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ.

Гендерные отношения – это взаимоотношения мужчин и женщин в обществе, возникающие между ними в ходе общественной и профессиональной деятельности и определяющие своеобразие их поведения и положения в обществе. Закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия изучает Психология гендерных отношений –прикладная отрасль социальной психологии. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.

Гендерные технологии – способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер) указывает на наразрывную связь понятий «пол –дискурс – власть». Гендерные технологии соотносятся с дискурсом: по сути они и есть дискурсивные механизмы; ими задаются и регламентируются формы и стадии становления гендера. Гендерные технологии показывают, как оформляется гендер, как пол становится идеологическим продуктом.

Гендерное неравенство в экономической сфере – ситуация, когда женщины располагают относительно меньшими экономическими ресурсами (доходами, имуществом, активами), чем мужчины.

Гендерный подход – это процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях.

Гендерный подход к анализу социальной политики и социальной работы делает акцент на том, как взаимодействуют интересы мужчин и женщин, семьи, рынка и государства, какую роль в конфигурации этих взаимосвязей играют общественные движения; дает возможность учесть как универсальные, так и специфические, уникальные аспекты гендерных отношений, которые варьируются в зависимости от характеристик того или иного периода, тех или иных социальных групп, государств и регионов; применяется для того, чтобы уяснить разнообразные нюансы соотношений гендера и социальной работы для того, чтобы выработать эффективную тактику социальных изменений в каждом конкретном случае.

Гендерный порядок – система неравенства и дифференциации, связанная с позициями разных групп мужчин или женщин в сферах экономики, политики частной жизни и символических репрезентаций.

Гендерное равенство – равенство мужчин и женщин перед законом, равенство их возможностей, включая равный доступ к человеческому капиталу и другим ресурсам производства, а также равенство в вознаграждении за труд и равенство в выражении интересов и принятия решений.

Гендерная роль – выполнение определенных социальных расписаний, то есть соответствующего полу поведение в виде одежды, речи, манер, жестов и прочего.

Гендерная политика (политика гендерного равенства) – государственная политика, направленная на создание равных условий для самореализации граждан во всех сферах жизни общества независимо от их половой принадлежности, в том числе:

- создание условий для равного участие женщин и мужчин во всех областях профессиональной деятельности, включая управление государством;

- преодоление в массовом сознании патриархатных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о гендерном равенстве;

- формирование системы гендерного образования населения, в том числе государственных служащих.

Гендерная (профессиональная) сегрегация – устойчивая тенденция трудоустройства мужчин и женщин по строго определенным профессиям, отраслям должностям и позициям.

Гендерная сегрегация рынка труда – концентрация женщин и мужчин в сегментах рынка, обеспечивающих разный доступ к основным экономическим ресурсам.

Гендерная статистика – статистика о положении мужчины и женщины в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающей дисциплиной, которая зависит от базовых демографических данных, а также социальных и экономических показателей. Одновременно важную роль играет готовность стран усилить требования к сбору данных, следовать рекомендациям всемирных конференций.

Гендерная стратификация – система социального неравенства по полу.

Гендерная стратегия – заявленный политический курс на достижение фактического равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, определяющий государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период.

Гендерная экспертиза – процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на положение женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях. Такая оценка позволяет государственным органам прогнозировать и корректировать неблагоприятные последствия государственных реформ, учитывать гендерный фактор в политике, развивать межведомственный подход к выявлению фактов дискриминации, возникающих как в связи с биологическим полом, так и социальным полом, и обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин.

Дискриминация – любое разграничение, изоляция или запрет, основанные на половых различиях, которые имеют своим результатом или целью ограничить или аннулировать призвание, соблюдение и реализацию прав и фундаментальных свобод женщин в политической, экономической, социальной, культурной гражданской или любой другой сфере.

Женское движение – это совокупность многих женских организаций с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения интересов различных социальных слоев женщин, а также корректировки государственной политики для достижения гендерного равенства в различных сферах общественной жизни.
Кризис маскулинности
– состояние относительной депривации, в результате которой соответствующее поколение мужчин рассматривается обществом как когорта неудачников по сравнению с нормативными моделями «других» (по сравнению с нормативными моделями маскулинности).

Маскулинность и феминность. А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

Маскулинный – от латинско­го masculinus –мужской. В научном языке имеет примерно тот же смысл, что и патриархатный, но подчёркива­ет иерархический, с господствующим мужским положением, принцип совре­менной культуры. В современном дис­курсе оно обозначает не только поло­вую принадлежность, но также арти­кулирует все дополнительные опреде­ления, корреспондирующие с ним и считающиеся мужскими: агрессив­ность, наступательность, жесткость, мощность, брутальность, крепость, грубость, сила (ассоциирующаяся с развитой мускулатурой), энергич­ность, демонстрация волевого компо­нента, сексуальная мощь.

Насилие по гендерному признаку – сексуальное, физическое и психологическое насилие, совершаемое на почве убеждений и стереотипов, связанных с превосходством одного пола над другим.

Проблема пола. Под проблемой пола понимается теоретическое изучение и разрешение комплекса вопросов и задач, рассматривающих роль и место мужчин и женщин в обществе, генезис, детерминацию и трансформацию их отношений в общественном развитии. Проблема пола в истории развивалась в нескольких направлениях: согласно первому направлению (биологическому) пол определяется биологически. З. Фрейд говорил «Анатомия – это судьба». Согласно второму направлению (гендерному) пол определяется социокультурно. Симона де Бовуар подтвердила свою теорию фразой: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Равные возможности – практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права.

Феминизм (от латинского femina – женщина) – понятие, требующее оп­ределения на двух уровнях. С одной стороны, это широкое общественное движение за права женщин. Здесь не­маловажную роль сыграл суфражизм (от английского suffrage – право голо­са) – движение за юридическое равен­ство, за получение женщинами избира­тельных прав.

Впервые термин феминизм был использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире – как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения).

Эссенциализм (от англ. essential – обязательно существующий, непременный) – свойство теоретических концепций, в которых делается попытка зафиксировать некую неизменную, в данном контексте – женскую сущность; в современной феминистской теории постоянный объект критики для постмодернистски-ориентированных авторов. В его основе лежит идея о том, что есть нечто «данное» (Богом или Природой), существующее извечно и поэтому неизменное, что позволяет проследить, как складывалась эта «данность». Обязательным атрибутом таких теорий является бинарность – женщина противопоставляется мужчине. То, насколько признаки, по которым производится различение полов, действительно отражают женскую сущность, а, следовательно, присущи всем, кто является женщинами, не обсуждается. Отчего эти признаки оказываются еще более универсальными и обязательными к исполнению, что устраивает не всех женщин.

Эссенциализм в феминистской методологии основывается на логике сущности единой субстанциональной категории женщины в женских исследованиях. Побочным эффектом такой логики оказывается то, что те, кто не способен доказать наличие заявленной сущности, либо должны быть мужчинами, либо вообще непонятно кем. Практики феминизма, придерживающиеся постмодернистского направления, такие как Дж. Батлер и Дж. Флекс, именно в этом видят препятствие к сплочению и причину невозможности для феминистского, и шире – женского движения удерживать свои позиции. Почвой для эссенциалистских построений часто оказываются психоанализ или биология, но могут подойти и любые другие теории гуманитарного цикла, например, в социологии – марксизм, теория Э. Дюркгейма или Т. Парсонса.

В гендерных исследованиях основными оппонентами эссенциализма являются конструктивисты, которые считают пол и связанные с ним явления, например, такие как сексуальность, продуктом истории. Эссенциалисты же настаивают, что культурные и исторические условия хотя и оказывают влияние, но лишь через конкретные, имеющие преимущественно биологическое происхождение формы проявления. Но это различение не жесткое. Главный спор вокруг эссенциализма касается того, как определяется категория женщины – насколько допустимо разнообразие, вариативность и множественность, какого бы происхождения они ни были – биологического или социального. Правда, биологические факторы традиционно носят характер жесткой или однозначной детерминации. Поэтому разнообразие и вариативность связывать с ними не принято. В связи с критикой эссенциализма развивается также такое направление, как постфеминизм.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие [Текст] / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.

2. Введение в гендерные исследования. Ч.1, Ч.2.: Учебное пособие [Текст] / Под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. – 708 с.

3. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций [Текст] / Под общей ред. М. М. Малышевой. М., 2002. 520 с.

4. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы [Текст] / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2001. – 408 с.

5. Зуйкова, Е. М. Феминология и гендерная политика: Учебник [Текст] / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. М.: Современный гуманитарный университет, 2004. – 265 с.

6. Основы гендерной политики (гендерология). Учебное пособие [Текст] / Под ред. Г. И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 188 с.

7. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие [Текст] / Р. Г. Петрова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232 с.

8. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с. (Серия «Практикум по психологии»).

9. Словарь гендерных терминов [Текст] / Под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация-XXI век, 2002. – 256 с.

10. Социальная политика и социальная работа: гендерный подход [Текст] / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. – Саратов: СГТУ, 2003.

11. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учебное пособие [Текст] / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – М., 2000. – 432 с.

 

Дополнительная литература

1. Абубикирова, Н. И. Что такое гендер? [Текст] / Н. И. Абубикирова // Общественные науки и современность, 1996. № 6. – С.14.

2. Антология гендерной теории. Сб. пер. [Текст] / Составители Е. Гапова, А. Усманова. – Мн., 2000. – 384 с.

3. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336 с.

4. Воронина, О. А. Введение в гендерные исследования [Текст] // Материалы Первой Российской школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М., 1997. С. 29-34.

5. Воронцов, Д. В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии [Текст] / Д. В. Воронцов // Вестник ОГУ. 2002. № 8. С. 97-101.

6. Гендерная политика в России и в мире: вопросы теории и практики [Текст] // Аналитический вестник. № 25 (342). Серия: Основные проблемы социального развития России – 104. – М.: Издание Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. 2007. – 107 с.

7. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможностей выражать свои интересы [Текст] / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2001. – 408 с.

8. Гендерная стратегия Российской Федерации [Текст] / Подготовлена Министерством труда и социального развития Российской Федерации при поддержке Канадского Агентства Международного развития (CIDA). – Москва, 2004.

9. Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. [Текст]. – М., 2000. С. 102–103.

10. Комплексный гендерный подход – стратегия трансформации экономической и социальной политики в России. Материалы научно-экспертного семинара. Москва, 23 апреля 2004 г. [Текст] / Редакторы-составители Е. А. Баллаева, Л. Г. Лунякова. – М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – С. 105-107.

11. Кон, И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся обществе [Текст] / И. С. Кон // Гендерный калейдоскоп. – М., 2001. С. 188-242.

12. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей [Текст] / Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: ИЦ – Гарант, 1997, С. 50 –57, преамбула, ст. 1, 5, 9, 14.1, 15.2, 16.1.

13. Конвенция о правах ребенка [Текст] / Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. – М.: Международный издательский дом Синергия, 2000. – С.195-209. Ст. 9, 18, 20, 21.

14. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: «Юридическая литература», 1993. – С. 10.

15. Лорбер, Дж. Пол как социальная категория [Текст] / Дж. Лорбер // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 127-136.

16. Лорбер, Дж. Принципы гендерного конструирования [Текст] / Дж. Лорбер, С. Фаррелла // Хрестоматия феминистких текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой. А. Темкиной. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 187-192.

17. Меры и методы по поддержке гендерного равенства [Электронный ресурс] // www.norvegia.ru/policy/gender/policy/policy.htm

18. Поленина, C. В. Гендерное равенство: Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин [Текст] / C. В. Поленина. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 269 с.

19. Приоритетные гендерные проблемы в четырех стратегических целях МОТ[Электронный ресурс]// www.ilo.ru/gender/ilostro_ru.html

20. Римашевская, Н. М. Гендерные проблемы социального обеспечения [Текст] / Н. М. Римашевская / Комплексный гендерный подход – стратегия трансформации экономической и социальной политики в России. Материалы научно-экспертного семинара. Москва, 23 апреля 2004 г. / Редакторы-составители Е. А. Баллаева, Л. Г. Лунякова. – М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. С. 82-86.

21. «Розовая психотерапия»: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами [Текст] / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. – СПб: Питер, 2000.

22. Российский статистический ежегодник [Текст]. – М.: Госкомстат РФ, 1994. – С. 61.

23. Русин, Т. Профессия социального работника в США [Текст] / Т. Русин // Гендерный калейдоскоп. Курс лекция. Под общей ред. М. М. Малышевой. – М., 2002. – 520 с.

24. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ред. Е. Р. Ярская-Смирнова. – М.: РОССПЭН, 2004.

25. Социальная работа: гендерный подход [Текст] / Сборник рекомендаций. Саратов, 2003. Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. – Саратов: «Научная книга», 2003.

26. Уэст, К. Создание гендера [Текст] / К. Уэст, Д. Зиммерман // Гендерные тетради. Вып. 1-й. СПб.: филиал Ин-та социологии РАН, 1997. С. 94-124.

27. Фролова, О. Г. Гендерные проблемы охраны репродуктивного здоровья [Текст] / О. Г. Фролова // Комплексный гендерный подход – стратегия трансформации экономической и социальной политики в России. Материалы научно-экспертного семинара. Москва, 23 апреля 2004 г. Редакторы-составители Е. А. Баллаева, Л. Г. Лунякова. – М.: РОО МЦГИ – ООО «Солтэкс», 2005. – 160 с. С. 87-101.

28. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности [Текст] // Социологические исследования. 1999. № 4.

29. Ярская, В. Н. «Не мужское это дело…»: Гендерный анализ занятости в социальной сфере [Текст] / В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская-Смирнова, // Социологические исследования. № 8, 2002. С.74-82

30. Ярская-Смирнова, Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид [Текст] // Социологические исследования. №1, 1997. С.83-90.

31. Ярская-Смирнова, Е.Р. Люди с ограниченными возможностями [Текст] //Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. – М.: Институт социальной работы. 1997. С. 291-295.

32. Ярская-Смирнова, Е. Р. Метафора инвалидности: гендерный анализ [Текст] // Гендер: язык, культура, коммуникация. – М.: МГЛУ, 1999. С.121-122.

33. Ярская-Смирнова, Е. Р. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации [Текст] // Гендерные исследования. № 2, 1999. С.260-265.

34. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – Саратов: СГТУ, 2003.

35. Beck, U. Risk Society [Text] / U. Beck. London: Sage, 1992.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных