ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возрождение как особый духовно-культурный феномен. Итальянский гуманизм XIV-XV вв. Политическая философия Возрождения. Наука и натурфилософия.
Эпоха Возрождения была эпохой гуманизма. В это время происходят изменения не только в области философской мысли, но во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. Однако сам термин «гуманист» появился в середине XV века, он был произведен по принципу терминов "законник" (legista), "юрист" (giurista), "знаток канонического права" (canonista), "художник" (artista), указывающих на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили о гуманитарных дисциплинах. Термин Humanitas означал воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного мира основная роль принадлежала словесности, т.е. поэзии, риторике, истории и философии. Во второй половине XIV века обнаружилась и затем все более возрастала тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом. Однако термин «Ренессанс» не был новым для 19 века. Гуманисты использовали выражение типа воскрешать, возвращать блеск древностям, обновлять, дать новую жизнь, возродить древний мир и т.д. Старая цивилизация, которую люди Возрождения хотели вызвать к жизни, должна была стать инструментом «обновления». Ренессанс воспел своеобразие человека и целью ставил не восстановление старого, а использование его для строительства нового. Ренессанс коренился в средневековой идее возрождения римского государства и в идее возрождения национального духа и веры. Таким образом, «Возрождение» и «реформа» объединяются в одно целое. Нельзя сказать, что Ренессанс был безразличен к религии. Кроме того, интерес к язычеству был обусловлен модой. Гуманизм и Ренессанс можно считать двумя сторонами одного явления, поскольку гуманизм был миссией очеловечивания через литературу, а Ренессанс был обновлением человеческого духа. Гуманизм и Возрождение занимают два века – 15 и 16. Пролог – Кола ди Риенцо (середина 14 века – кульминация) и Франческо Петрарка (14 век). Эпилог – начало 17 века. Можно сказать, что 15 век – больше интерес к человеку, а 16 век охватывает еще и интерес к природе. Поэтому иногда делят: 15 век – гуманизм, 16 век – Ренессанс, но это по сути единое целое. Корни Ренессанса уходят в средневековье, а Ренессанс переходит в современный мир. Конец – научная революция. Типичная черта Ренессанса – возвращение к античности и восточным учениям. Первым гуманистом считается Франческо Петрарка. Он подверг анализу испорченность и безбожие своего времени и попытался определить их причины. Как он полагал, есть две связанные между собой причины: 1) воинствующий натурализм, привнесенный арабской мыслью, и 2) господство диалектики и логики. Выход находил такой: 1) чтобы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, нужен возврат к собственной душе, 2) чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновь открыть обаяние гуманитарных наук. Нет смысла в знаниях естественных вещей, даже если они истинны. Главное – знать природу человека. Только душа достойна восхищения. Натурализм ведет к безбожию. Петрарка считает символом гуманистической мысли Платона, а также что Аристотеля неправильно толковали в натуралистическом духе. Главное – слово, через него человеческое лицо становится прекрасным. Бруни переосмысливает этику Аристотеля. Считает, что значение «созерцания» слишком было преувеличено, а главное – не объект созерцания, а человек думающий и действующий. «Высшее благо» - это конкретная реализация добродетели, которая и есть счастье. Считает так: при установки истины мы сравниваем определенное и неопределенное. Суждение возможно и нетрудно, когда речь о вещах конечных. Но когда о бесконечном – оно непредставимо и неизвестно. Мы не можем знать о том, что лишено пропорций. Ученое незнание – это сознание такой диспропорции между человеческим умом и бесконечным. Это выражается в концепции «совпадения противоположностей». Бог – абсолютное – в нем «максимумы» и «минимумы» есть одно и то же. Если изъять «количество» из максимально большого и максимально малого выйдет, что мы абстрагируемся от понятий «большого» и «малого», тогда «максимум» и «минимум» совпадут, так как «максимум есть в высшей степени минимум». В итоге: всякое сущее включает весь универсум и Бога. Эразм был против философии, сосредоточенной на метафизике, физике и диалектике. Для него философия – это знание, как у Сократа, мудрое понимание жизни. Особенно практическое благоразумие христианской жизни, которое можно почерпнуть из Евангелий. Великая религиозная реформа для Эразма состоит в том, чтобы стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать схоластов, указующих на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют. Путь Христа к спасению очень прост: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда. Это все выражается в «Похвале глупости». Глупость – сложное понятие. Она представлена в крайних качествах часто. Это и худшее, что есть в человеке, и самое достойное. Она сметает все, что обманчиво, может быть в обличье короля и нищего, а может быть и в лице самого отъявленного негодяя. Кульминация глупости – вера. Макиавелли дает новую концепцию «добродетели» государя, эффективно управляющего государством и со знанием дела противостоящего «судьбе». Идеальная жизнь и реальная слишком далеки друг от друга, и нельзя отвергать реальность. Кто отвергает – неминуему погибнет. Поэтому государь, если хочет сохранить власть, «должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Иначе говоря, Макиавелли прямо говорит, что монарх может быть в ситуации, когда необходимо применить жестокие методы. Крайнее зло требует крайних мер. Половинчатости и компромиссов следует избегать. Если ты новый государь – все переделывай по-новому. Крайние меры жестоки, их следует избегать. Лучше вообще жить частной жизнью и не делаться монархом. Но кто не может так, должен погрязнуть во зле, не избирая средний путь. Такие рассуждения – из-за пессимистичной оценки человека, который по Макиавелли ни хорош, ни плох, но склонен быть плохим. Значит, политик должен учитывать преобладание плохого и не бояться быть страшным, то есть, выбирать самый эффективный способ управления. Это Макиавелли называет добродетелью государя – это добродетель политическая, а не христианская. Дело в том, что Италия в то время была разбита на множество княжеств, ведущих войны и постоянно сталкивающихся и соперничавших. Поэтому от необходимости единства Макиавелли сделал такой свод советов государю, что делать с беспорядками. Но помимо независимости политики от религии, считал, что должна быть независима и от этики. 16-17 век – появление концепции естественного права – в духе Ренессанса. Появление утопий. Человек почувствовал себя творцом – пусть не абсолютным, но все же. УТОПИЯ – способ организации мира, который основан на здравом смысле законов природы и позволяет построить идеальное государство. Томас Мор и «город солнца». В этих утопиях много мистического. Главное – стремление выстраивать большие общественные проекты, которые способны разрешать многие человеческие проблемы. Лютер – враг разума, но именно он проложил дорогу науке. В протестанских странах наиболее успешно развивалась наука. Связано с тем, что протестантизм внес сильный момент самостоятельности науки – научное знание приобрело самоценность. Чтобы оно смогло служить, оно должно обладать своей самоценностью. Макс Вебер – социолог 20 века – предложил концепцию того, что протестантизм заключает дух капитализма = инициативность, ответственность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|