ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 9. Немецкая классическая философия1. Этика и мораль в философии И. Канта. Моральный императив. 2. Идеи Канта о познании. Понятия трансцендентного и трансцендентального. 3. Концепция Г.В.Ф. Гегеля об Абсолютном Духе и модель всемирной истории. Объективная и субъективная диалектика. 4. Г. Фихте о субъективном «Я» как основании познания. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Базовые понятия Категорический императив, антиномия, «вещь-в-себе», трансцендентность, трансцендентальность, абсолютный дух, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон диалектики. Рекомендуемая литература: 1. Асмус В. Иммануил Кант. М. 1973. 2. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант // Разум Нового Времени в парадоксах обоснования. М., 1991. 3. Гольбах П. Система природы // Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1. — М.,1963.— С. 59—67 4. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 2001 5. Немецкая классическая философия: в 2 т. Москва-Харьков, 2000. 6. Хелер А. Иммануил Кант приглашает на обед // Вопросы философии. 1992. № 11. 7. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. 8. Кричевский А.В Учение Гегеля об Абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993. №5. 9. Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971. Немецкая классическая философия развивалась с конца XVIII и в начале XIX в. в творчестве И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля и др. Для НКФ характерен антропосоциоцентризм, т.е. концентрация в основном на проблемах человека и общества. Основные черты немецкой классической философии: 1. Философия становится рефлексией, самопознанием; 2. Создается на новой основе система диалектики; 3. Обосновывается активность мышления и самопознание разума; 4. Вводится принцип историзма в исследование общества и культуры; 5. Разрабатывается эстетическая проблематика и понятия об идеале; 6. Появляется антропологический материализм, выявляются психологические и гносеологические корни религии. 9.1. И. Кант – основатель немецкого идеализма. Он известен своими высказываниями (наподобие знаменитого «Меня удивляют лишь две вещи в жизни – звездное небо над головой и моральный закон во мне») и формулировкой того самого морального закона. Однако на деле философия Канта – целая система онтологических, гносеологических, этических, эстетических взглядов. Кант много критиковал предшественников и считал, что они мало знали о разуме и познавательных способностях. Внимание Канта привлекают три «способности души» — познания, желания и способность к чувству удовольствия (эстетика). Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Одно из центральных для Канта - убеждение в том, что сам по себе мир непознаваем, и мы всегда знаем не сам мир, а то, как он нам представляется. Это позволяет характеризовать его как субъективного идеалиста – проводится различие между миром самим по себе («вещи в себе») и миром для нас. Дело в том, что пространство и время трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию, формы созерцания. Иначе говоря, от рождения человек, по мнению Канта, способен воспринимать пространство и понимать ход времени. Агностицизм в учении Канта получил новые аргументы – по его мнению, существуют вопросы, например суждения о конечности или бесконечности мира, которые разуму кажутся одинаково недоказуемыми. Разум принципиально неспособен решить такие вопросы. Такие суждения у Канта называются антиномией, они очерчивают предел познания. Философия по Канту может быть наукой не о внешнем мире, а только наукой о границах познания. В такой конструкции обоснование эффективности науки, по Канту, может быть только в том, что она опирается на чистое созерцание пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика). В этике Кант пытается отыскать всеобщие основания нравственности. Из этих поисков родился знаменитый категорический императив Канта: каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок могли бы — к всеобщему благу — совершить и все другие, или, иначе говоря, — чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Подлинно нравственный, по Канту, только такой поступок, который не вынужден каким-либо принуждением. Разработка этого императива происходила в книге «Критика практического разума», и для обоснования Кант прибегал к идее Бога, которую сам же остроумно опроверг в «Критике чистого разума», обосновав, что понятие Бога не может использоваться в логических суждениях, т.к. оно нулевое (не содержит ни одного элемента). Г. Гейне заметил этот парадокс у Канта, написав: «Но ведь это все равно что разбить на улице все фонари, а затем созвать соседей и прочесть им убедительную лекцию о значении городского освещения в темное время суток»[3]. 9.2. Философия Г. Гегеля. Г. Гегель известен разработкой системы диалектики и связанной с ней философией истории. Гегель – объективный идеалист, за всеми явлениями он видел действие некоего духовного начала (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). История человечества – история саморазвития этой абсолютной идеи (высшего разума, высшей логики). Абсолютный дух раскрывается в трех основных формах: искусство, религия и философия. Абсолютный дух стремится к свободе; наиболее полно эта свобода выразилась в современной Гегелю прусской монархии. На философию истории может быть две точки зрения, одна из которых говорит, что в ней есть некий смысл, другая же точка зрения говорит, что история случайна и зависит от деятельности и воли выдающихся людей. Гегель принадлежал к первому варианту. Диалектика, или развитие, по Гегелю, идет по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источник развития - противоречие. Если бы в мире не было противоречий, конфликтов, не было бы и развития. Бесконфликтный мир мертв и никуда не движется. В процессе диалектики утверждение, или тезис, встречается со своим отрицанием (антитезис) и их борьба находит выражение в некоем синтезе. Например, обычно предшествующее философское учение в измененном виде входит в более поздние учения, хотя многое и отбрасывается. Законы диалектики таковы: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количества в качество и обратно. 3. Закон отрицания отрицания. Впоследствии в философии марксизма эти законы были перетолкованы. 9.3. Философия Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804—1872) известен как создатель разновидности материализма, получившей название антропологического материализма. Это означает, что человек ставится в центр культуры, как главная ценность, и понимается он, прежде всего, как материальное, биологическое существо. Человек - венец природы, но одновременно и её сын. Человек в этом понимании не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной природы. «Не Бог создал людей, а люди создали Бога», писал Фейербах. Задача философии, по Фейербаху, не в том, «чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей». Фейербах писал: «Человек должен вести свое происхождение не от неба, а от земли, не от Бога, а от природы». Фейербах критиковал религию и считал, что любовь к Богу - ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. Люди часто забывают в порывах фанатизма о том, что реальны и несомненны люди, а идеалы (политические или религиозные) – лишь исторически изменчивые идеи, ради которых нельзя жертвовать людьми. Материалистическая философия Фейербаха завершает немецкую идеалистическую философию в полном соответствии с законом отрицания отрицания – если немецкие идеалисты отрицали материализм, то Фейербах своей материалистической критикой фактически подытожил и «закрыл» немецкую классическую философию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|