ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Абсолютный идеализм Гегеля.3. Философия Гегеля – завершение немецкого классического идеализма. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля. Философия духа. Система и метод в философии Гегеля. Приложение 4 к теме 3.1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Гегель (1770 - 1831) назвал свою философию «абсолютным идеализмом», а исходное понятие своей философии – «абсолютной идеей». Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Гегель, так же как и Фихте, критиковал трансцендентальный идеализм Канта за допущение им существования независимой от мышления вещи в себе. Для Гегеля неприемлем и субъективный идеализм Фихте, ибо у него индивидуальное «Я» творит «не-Я», объективный мир. У Гегеля же надындивидуальное, сверх человеческое «Я» (бог, абсолютная идея) творит «не-Я», объективный мир. В обыденном понимании «идея» есть известное определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, замысла, или главная мысль художественного, научного произведения, а у идеалиста Гегеля идея есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. В качестве субстанции абсолютная идея наделяется атрибутом всеобщности, по отношению к которому все прочее есть конечная единичность. Гегель разработал плодотворную идею о деятельной природе субстанции. Деятельный характер абсолютной идеи проистекает из существа этой субстанции: идея есть единство субъекта и объекта, тождество бытия и мышления. Собственное учение об идее Гегель характеризует так: 1) идея не инертна, а деятельна, она есть вообще деятельность; 2) идея диалектична, она представляет собой единство различного – противоречивость; 3) идея целестремительна, она есть энтелехия, а это аристотелевское понятие выражает финализм, телеологию, устремление к цели и к совершенствованию. Диалектическое противоречие, присущее абсолютной идее, есть деятельность самообъективирования. Идея познает себя, ставя себя же перед собой в виде объекта. Идея творит мир и человека в целях самопознания. Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных вещей. Высшим актом этого самопознания служит абсолютное знание – философия. Заслугой Гегеля является разработка диалектического метода. Диалектика Гегеля – широко разработанная система категорий, из анализа взаимодействия между которыми выводятся ее законы: связь количества и качества, взаимопроникновение противоположностей, отрицание отрицания. Категории у Гегеля стали всеобщими формами не только познания, но и самого объективного мира, а социальный мир истолкован им как продукт опредмеченного мышления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|