Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пенсионное обеспечение инвалидов в РФ




 

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности. Поскольку элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, из приведенной конституционной нормы следует, что оно должно предоставляться в случае инвалидности. Таким образом, установление статуса «инвалид» влечет возникновение права инвалида на пенсионное обеспечение, т.е. исключена ситуация, при которой человек, признанный инвалидом, не имеет права на какую-либо пенсию. Поэтому данное право является абсолютным, принадлежащим всем инвалидам. Следовательно, не предоставление в связи с наступлением инвалидности пенсионного обеспечения будет являться нарушением Конституции РФ. Исходя из этого, инвалиду, не участвовавшему в общественно-полезной деятельности и не имеющему права на иные пенсии по инвалидности, назначается социальная пенсия.

Иные юридические факты влияют только на уровень пенсионного обеспечения. Это влияние может быть косвенным, когда совокупность юридических фактов определяет право на конкретный вид пенсии. Например, для приобретения права на трудовую пенсию по инвалидности требуется два юридических факта – установление инвалидности и наличие страхового стажа. Также юридические факты могут влиять на уровень пенсионного обеспечения напрямую, определяя размер пенсии. Например, размер пенсии, назначаемой в связи с наступлением инвалидности, может дифференцироваться в зависимости от группы инвалидности и наличия нетрудоспособных иждивенцев. Определяемый рассматриваемыми юридическими фактами уровень пенсий должен обеспечивать возможность инвалида вести достойную жизнь, поскольку это прямо вытекает из содержания права на социальное обеспечение [10].

Система пенсионного обеспечения в связи с инвалидностью, установленная российским законодательством с 2002 г., включает в себя социальную пенсию, пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, трудовую пенсию по инвалидности. Ниже анализируется правовое регулирование предоставления каждой из указанных пенсий с точки зрения полноты реализации права инвалида на социальное обеспечение. Следует сразу отметить, что проведенная в 2001 г. пенсионная реформа получила однозначную отрицательную оценку ведущих ученых-юристов. Несмотря на внесенные впоследствии в пенсионное законодательство изменения, кардинально система пенсионного обеспечения инвалидов не изменилась. Одним из основных показателей эффективности пенсионной системы является то, что в настоящее время в России более 90% инвалидов имеют доходы, сравнимые с прожиточным минимумом, не учитывающим их специфические потребности. Данное обстоятельство повышает актуальность поиска путей совершенствования правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» единственным основанием, порождающим право инвалида на социальную пенсию, является признание лица инвалидом. Исходя из того, что каждый инвалид имеет право на пенсионное обеспечение, социальная пенсия должна назначаться тем инвалидам, которые не приобрели право на другие виды пенсий. Данный подход закреплен в законодательстве. Размер социальной пенсии, назначаемой инвалидам, согласно ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении дифференцируется в зависимости от группы инвалидности и времени наступления инвалидности – он повышается лицам, имеющим более тяжелую степень инвалидности или ставшим инвалидами в детстве. Дифференциация размера пенсии в зависимости от группы инвалидности является традиционной для всех видов пенсий, назначаемых в связи с инвалидностью. Повышение размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства также представляется обоснованным. Так, инвалиду с детства, как правило, в связи с меньшим объемом социального опыта, более низким уровнем образования, отсутствием супруга и по другим подобным причинам труднее адаптироваться и преодолевать возникающие в жизни трудности по сравнению с лицом, ставшим инвалидом во взрослом возрасте. Поэтому инвалиды с детства нуждаются в более высоком уровне социального обеспечения.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для определения устанавливаемых на федеральном уровне социальных выплат.

За IV квартал 2013 г. прожиточный минимум в целом по РФ для пенсионеров был установлен в размере 6 023 руб. Размер социальных пенсий взрослым инвалидам с учетом индексации по состоянию на 1 апреля 2014 г. составил 10376 руб. 86 коп. для инвалидов с детства I группы и детям-инвалидам, 8647 руб. 51 коп. – для инвалидов I группы и инвалидов с детства II группы, 4323 руб. 74 коп. – для инвалидов II группы, 3675 руб. 20 коп. – для инвалидов III группы.491Таким образом, размер социальной пенсии лицам с наиболее тяжелой степенью инвалидности превышает официально установленный прожиточный минимум, а размер пенсии лицам, тяжесть инвалидности которых оставляет больше возможности трудиться, приближен к прожиточному минимуму [11].

Основная проблема заключается в том, что в России установлен заниженный прожиточный минимум. Так, используемая для расчета прожиточного минимума потребительская корзина в России на 150–200 наименований меньше, чем в развитых странах, стоимость продуктов питания в ней составляет 50%. Как справедливо отмечает Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, хотя формально Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране – пока лишь конституционный идеал.

Исследователи оценивают сегодняшнее состояние России как формального социального государства на уровне первой половины 20-х гг. ХХ в. Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения, к которым относятся трудоспособное население, пенсионеры и дети. Из анализа Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. № 54, видно, что наибольший объем потребительской корзины устанавливается для трудоспособного населения, наименьший объем – для пенсионеров. Из п. 4 указанных Методических рекомендаций следует, что инвалиды в основном относятся к категории пенсионеров. При этом не учитывается, что потребности неработающих инвалидов в продуктах питания и непродовольственных товарах могут быть выше, чем у лиц пенсионного возраста и детей. Например, инвалидам вследствие заболевания внутренних органов может требоваться более качественное питание, у инвалидов вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата может быстрее изнашиваться одежда и обувь. Поэтому объем потребительской корзины инвалидов, не достигших пенсионного возраста, на наш взгляд, должен быть не ниже потребительской корзины трудоспособного населения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что размер социальной пенсии по инвалидности, ориентированный на установленный государством прожиточный минимум, не обеспечивает достойный уровень жизни. Таким образом, положения международных актов и нормы Конституции РФ не реализуются.

Анализ действующего российского законодательства показывает, что требуется пересмотр норм, касающихся установления прожиточного минимума и размеров социальных пенсий. Это особенно актуально в связи с тем, что размер социальной пенсии используется для расчета размера большинства пенсий по инвалидности, назначаемых по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсии инвалидности по государственному пенсионному обеспечению назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов [12].

Из ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении следует, что целью назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению является компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности. Следует отметить, что цель назначения пенсии сформулирована достаточно узко и не соответствует логике Закона о государственном пенсионном обеспечении. Так, в соответствии с п. 4 ст. 7.1 указанного Закона пенсия по инвалидности космонавтам назначается, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с подготовкой или выполнением космического полета. Таким образом, ст. 7.1 содержит причину нанесения вреда здоровью гражданина, дополнительную к причинам, перечисленным в ст. 2. Согласно п. 1 ст. 9 Закона участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда пенсия по инвалидности назначается независимо от причины инвалидности. Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод о том, что цель назначения пенсии по инвалидности, сформулированную в ст. 2, необходимо расширить.

В соответствии с законодательством условиями назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению являются: для военнослужащих – время наступления или время и причина наступления инвалидности; для космонавтов и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф – причина наступления инвалидности; для участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда – наступление инвалидности у этих категорий граждан.

Анализ норм Закона о государственном пенсионном обеспечении показывает, что условия назначения пенсии по инвалидности дифференцируются в зависимости от цели пенсионного обеспечения соответствующей категории граждан. В отношении военнослужащих эта цель – компенсация вреда здоровью, полученного при прохождении военной службы. В связи с этим Законом установлен сложный состав. Необходимо, чтобы человек стал инвалидом, и инвалидность наступила в определенное время. В зависимости от времени наступления инвалидности вводится еще одно условие – инвалидность должна наступить по определенной причине. Цель пенсионного обеспечения космонавтов – компенсация вреда здоровью, полученного ими при исполнении служебных обязанностей. В этом случае состав условий более простой – наступление инвалидности и причина инвалидности.

Цель назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, – компенсация вреда здоровью, причиненного этими катастрофами. Так же, как и у космонавтов, условий назначения пенсии два – наступление инвалидности и ее причина.

Целью пенсионного обеспечения участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда является предоставление повышенного социального обеспечения этим категориям граждан. В отношении них установлен самый простой состав, включающий одно условие – наступление инвалидности.

В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении пенсия по инвалидности не устанавливается: а) солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходившим военную службу по призыву, если инвалидность наступила вследствие совершения ими преступления (п. 4 ст. 8); б) участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда, если инвалидность наступила вследствие совершения ими противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (п. 2 ст. 9) [13].

В обоих случаях гражданам, ставшим инвалидами, назначается социальная пенсия. Следует обратить внимание, что ограничение по назначению пенсии по инвалидности, установленное для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не предусмотрено для офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходящих военную службу по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин, которым пенсия назначается по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Закон 1993 г.). Также это ограничение шире подобного ограничения, установленного для получения трудовой пенсии по инвалидности, так как согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная пенсия не назначается при наступлении инвалидности вследствие совершения только умышленного уголовно наказуемого деяния. Конституционный Суд РФ указал на то, что приостановление выплаты за время лишения пенсионера свободы по приговору суда пенсии, назначенной в связи с общественно полезной деятельностью, равнозначно лишению права на пенсию, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение и носит характер дополнительного наказания.

Таким образом, лишение права на пенсию по инвалидности лица, совершившего преступление, противоречит Конституции РФ. Тем не менее, подобная норма присутствует в Законе о государственном пенсионном обеспечении.

При этом она сформулирована более жестко, чем в советское время. Ранее гражданин лишался права на пенсию, если инвалидность наступила вследствие совершения преступления, за которое он осужден к лишению свободы, и право на пенсию восстанавливалось в случае погашения судимости [14].

Согласно рассматриваемому Закону гражданин лишается права на пенсию, если инвалидность наступила вследствие совершения противоправного деяния, под которым может пониматься и любое преступление (т.е. не только то, за которое предусмотрено лишение свободы), и административное правонарушение, и иное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Также Закон не предусматривает восстановления права на пенсию в случае погашения судимости, амнистии, снятия юридической ответственности.

Второй случай – умышленное нанесение ущерба своему здоровью. Похожая норма содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» согласно ст. 9 которого пособие по временной нетрудоспособности не назначается в случае наступления временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства. Однако назначение пособия по временной нетрудоспособности и назначение пенсии – это две разные ситуации. Трудно представить, что человек сам себя покалечит на всю жизнь с целью получения пенсии по инвалидности[15].

Следует отметить, что рассматриваемые основания большого практического значения для отказа в назначении пенсии по инвалидности по нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении не имеют. Наступление инвалидности вследствие совершения противоправных деяний, либо умышленное причинение вреда своему здоровью должны быть установлены судом согласно ст. 264 ГПК РФ. Как свидетельствует судебная практика, в суды с этими вопросами обращений практически нет. Размеры пенсии по инвалидности дифференцируются у военнослужащих в зависимости от группы и причины инвалидности, у остальных категорий граждан – только в зависимости от группы инвалидности. Согласно ст. 15 Закона о государственном пенсионном обеспечении военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, размер пенсии по инвалидности устанавливается как процент от социальной пенсии. В соответствии со ст. 22 Закона 1993 г. размер пенсии военнослужащим, проходившим службу по контракту, устанавливается в процентном отношении от суммы денежного довольствия. На наш взгляд, условия назначения пенсии для всех военнослужащих должны быть одинаковыми, поскольку условия их службы принципиально не отличаются. И призывники, и контрактники подчиняются одним и тем же воинским уставам, одинаково должны рисковать здоровьем при исполнении своих обязанностей, несут одинаковую дисциплинарную и уголовную ответственность и т.д.

Вместе с тем размер пенсии, составляющий 300% социальной пенсии у солдата- призывника, может оказаться меньше размера пенсии в 85% денежного довольствия у солдата-контрактника.

На основании п. 2 ст. 13 Закона о чернобыльцах можно выделить две группы лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: граждане, участвовавшие в ликвидации катастрофы; граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации.

В настоящее время согласно п. 2 ст. 17 Закона о государственном пенсионном обеспечении всем инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены одинаковые размеры пенсии.

На наш взгляд, размер пенсии инвалидам из числа граждан, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы, должен быть выше, поскольку они сознательно рисковали своим здоровьем.

В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении увеличение пенсии по инвалидности при наличии иждивенцев предусмотрено военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, участникам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, космонавтам.

Необходимо обратить внимание на то, что Закон о государственном пенсионном обеспечении и Закон 1993 г. содержат разные перечни нетрудоспособных членов семьи, при наличии которых у инвалида – бывшего военнослужащего назначается надбавка к пенсии по инвалидности. Так, Закон 1993 г. не включает в число нетрудоспособных членов семьи детей, братьев, сестер и внуков старше 18 лет, обучающихся без отрыва от производства.

Законом о государственном пенсионном обеспечении эти члены семьи предусмотрены. С другой стороны, Законом о государственном пенсионном обеспечении в число нетрудоспособных членов семьи не включены усыновители, усыновленные, отчим, мачеха, пасынок, падчерица. Законом 1993 г. эти члены семьи предусмотрены. Указанные различия свидетельствуют об отсутствии единообразия в принципиальном подходе при определении круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца или на надбавку к пенсии инвалида, являясь иждивенцем инвалида.

В соответствии с п. 4 ст. 17.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении космонавтам, являющимся инвалидами I группы, или достигшим возраста 80 лет, или нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением медицинской организации, назначается надбавка на уход за гражданином – в размере 200% величины социальной пенсии [16].

Остальным категориям инвалидов к пенсиям по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению надбавка не назначается. На наш взгляд, в целях обеспечения единообразного подхода к пенсионному обеспечению инвалидов надбавка, назначаемая инвалидам из числа космонавтов, должна быть установлена всем инвалидам, получающим государственную пенсию по инвалидности. Необходимо обратить внимание на то, что ст. 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении не предусматривает выплату пенсии по инвалидности работающим инвалидам из числа космонавтов. В отношении других категорий инвалидов в указанном Законе содержатся нормы о том, что пенсия выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы.

Отсутствие аналогичной нормы в отношении инвалидов из числа космонавтов является, на наш взгляд, недоработкой законодателя и должно быть устранено, поскольку данный пробел в Законе может привести к ущемлению права на пенсионное обеспечение указанной категории инвалидов.

Анализ рассмотренных недостатков законодательства показывает отсутствие единых концептуальных подходов к правовому регулированию назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. В результате по целому ряду параметров разные категории инвалидов необоснованно оказываются в не равном правовом положении, что ведет к ущемлению их права на рассматриваемый вид пенсии. Поэтому необходимо внесение изменений и дополнений в пенсионное законодательство с целью устранения выявленных недостатков.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных