Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ




- ответвление психоанализа, разработанноешвейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, ноуже с 10-х годов они резко разошлись по ряду принципиальныхвопросов. Юнг критически относился к тому, что Фрейд сводилпричину всех неврозов и других психических заболеваний ксексуальным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать всеявления бессознательного с точки зрения вытесненнойсексуальности. Юнгианская трактовка либидо значительно болееширокая. По его мнению, невроз и другие психическиезаболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, чтоприводит к репродуцированию в сознании больного архаическихобразов и переживаний, которые рассматриваются как "первичныеформы адаптации человека к окружающему миру". Фрейд и Юнг были людьми разных поколений и культур. Какэто ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным ирациональным установкам был человеком позитивных ценностей ХIХв. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистскихпредрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по"Книге перемен", внес значительный вклад в изучение мифа. Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнгасказалось на их понимании природы бессознательного. Основнойточкой размежевания фрейдовского психоанализа и юнгианской А.п. является тот факт, что с точки зрения последнейбессознательное носит коллективный характер. Юнг писал: "У этихсодержаний есть одна удивительная способность - ихмифологический характер. Они как бы принадлежат строю души,свойственному не какой-то отдельной личности, а человечествувообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, язадумался о том, не могут ли они быть унаследованными, ипредположил, что их можно объяснить расовой наследственностью.Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился вСоединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имелвозможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакогоотношения к так называемой расовой или кровнойнаследственности, равно как и не являются продуктами личногоопыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтомуимеют коллективную природу. Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвалэти коллективные проформы архетипами. " Архетип" означает type (отпечаток), определенное образованиеархаического характера, содержащее, как по форме, так и посмыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последниеприсутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре". Эти носители коллективного бессознательного понималисьЮнгом в разные периоды по-разному: то как нечто вроде коррелятаинстинктов, "то как результат спонтанного порождения образовинвариантными для всех времен и народов нейродинамическимиструктурами мозга". В любом случае Юнг считал, что архетип не может бытьобъяснен и этим исчерпан. Когда в фантазии появляется образсолнца, или льва, который с ним отождествляется, или короля,или дракона, стерегущего сокровище, то, считает Юнг, это ни тои ни другое, а некое третье, которое весьма приблизительновыражается этими сравнениями. Единственно, что доступнопсихологии, - это описание, толкование и типология архетипов,чему и посвящена огромная часть наследия Юнга. Толкования егочасто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен подчеркиватьблизость методов А. п. методам искусства, а иногда и прямозаявлял, что он открыл новый тип научной рациональности. Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнгвыделял две крайности, которые, с его точки зрения, равноопасны для индивидуального и социального бытия человека. Первуюкрайность он видел в восточных религиозно-мистических культах,где личностное начало растворяется в коллективномбессознательном. Другая крайность - это западноеиндивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив,подавляется коллективное бессознательное. В противовес этимкрайностям Юнг развивал учение об индивидуальности какинтеграции сознательдого и бессознательного начал психикииндивида через символическое толкование и субъективноепроживание своих архетипических структур. Ценность А. п. онвидел в том, чтобы давать индивидуальному сознанию адекватныеистолкования архетипической символики для облегчения процессовиндивидуации, то есть психического развития ивдивида путемассимиляции сознанием содержаний личного и коллективногобессознательного. Конечной целью индивидуального развитияявляется достижение личностной целостности и неповторимости. Концепция Юнга оказала решающее воздействие наформирование транеперсональной психологии. Лит.: Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология:ее теория и практика. - Киев, 1995. Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. - Киев, 1996. Иванов А В. Юнг // Современная западная философия:Словарь. - М., 1991. Мелетинский Е.М. Позтика мифа. - М., 1976.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных