ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИРЕФЕРАТ НА ТЕМУ: МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Исполнитель студент 3 курса, группы 7831Б/Н Седыченко И.М. (Фамилия, имя, отчество)
Руководитель работы ст. преподаватель Азарова П.Е. (Должность, звание) (Фамилия, имя, отчество)
Консультант ст. преподаватель Азарова П.Е. _ (Должность, звание) (Фамилия, имя, отчество)
К защите Защитил (а) с оценкой _________________________ «____» ____________ 20__ г. «____» ____________ 20__ г. ________________________ _________________________ (подпись) (подпись)
Новокузнецк 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Вопросы формирования и реализации государственной молодёжной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоёв российского общества. Молодёжь обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, где осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого изменения общества во многом зависят от степени вовлечённости молодёжи в модернизационные процессы и от степени её интегрированности в социальную структуру общества. Однако трудности экономических реформ в России особенно ударили именно по молодёжи. Лишь небольшая её часть сумела найти своё место в рыночных условиях, основной же массе пока не удаётся адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит понижение социального статуса молодёжи, сужаются возможности её доступа к образованию и культурным ценностям, растёт безработица Целью данной работы является изучение социальных проблем молодежи и способов их решения. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: - характеристика молодежи как особой социально-демографической группы; - рассмотрение социальных проблем молодежи; - описание способов и путей решения социальных проблем молодежи.
МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России. Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь — важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики. В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать: - во-первых, путь жизненного становления молодого человека; - во-вторых, включение его в систему общественных отношений; - в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина. В стратегическом плане государственная молодежная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов, чем те, которые применяются в современной России. В качестве исходных принципов следует признать четыре нижеследующих положения. 1. Принцип ответственности. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение полученного наследия.. 2. Принцип преемственности. Государственная молодежная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет (мировой опыт показывает, что замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления). 3. Принцип приоритетности. Меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь.. 4. Принцип участия. Молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательных участник социальных преобразований. Поддержка организованных форм молодежного движения в этом смысле является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах. Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества. Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России. Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития. На муниципальном уровне: — обеспечение выполнения нормативных правовых актов о молодежи; — работа социальных служб для молодежи; — реализация региональных программ «Молодежь» и разработанных на их основе муниципальных программ. Основное содержание муниципальной молодежной политики, как показывает складывающийся опыт, выражается в следующем: - социальная поддержка молодежи, молодой семьи; - поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; - противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; - гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; - информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства. В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем. Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне, укреплять материально-техническую базу органов по делам молодежи и их учреждений. Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение кадровых работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ. В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств, необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении: - разных источников (бюджеты органов по делам молодежи; бюджеты отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, бюджетные фонды, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней, межмуниципальные целевые финансовые пулы и т.д.), - принципов финансирования (конкурсный; целевой), - объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования отраслевых институтов государственной молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты и т. д.)). Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят итоги работы органов по делам молодежи. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 14 – 30 лет. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные социальные проблемы молодежи связанны с «жизненным стартом» — с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. В советском обществознании преобладала трактовка молодежи как монолитного целого. И тому были основания. В процессе строительства социалистического общества была создана система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей. Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят более глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. Молодежь не редко сталкивается с серьезными проблемами в труде, учебе, личной жизни. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Ряд социальных проблем молодежи связан с досугом, общением, в том числе сексуальными отношениями, образованием семьи. Другой круг проблем связан у части молодежи с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков). Протекающие в нашей стране процессы преобразований всех сфер жизни общества открывают новые возможности для решения социальных проблем молодежи: более активное выдвижение и продвижение кадров молодежи, развитие различных форм трудовой деятельности, развитие социальной инфраструктуры, включение молодежи в процесс демократизации, рост числа самодеятельных объединений и неформальных групп – все это способствует повышению ее активности в решении собственных проблем. Объективные исследования показывают, что молодежь страны страдает от бедствий и невзгод, сотрясающих Россию. Речь идет о высоком уровне безработицы, неполной занятости, росте молодежной преступности, увеличивающейся эмиграции среди молодых людей, росте употребления наркотиков и алкоголя, заболеваний туберкулезом (здесь можно говорить даже об эпидемиях), болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, о высоком уровне смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (в связи с различными факторами риска), а также об отсутствии социальной инфраструктуры для молодежи, включая жилье, возможность получить образование, здравоохранение. Кроме того, не создана инфраструктура, позволяющая принять участие в модернизации, в том числе доступ к Интернету. Хотя глобализация и иммиграция предполагают высокий уровень толерантности в обществе, факты свидетельствуют об обратном: молодежь проявляет нетерпимость и ксенофобию к представителям других народов. Согласно проведенному анализу, 35% молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) обнаруживают резко отрицательное отношение к этническим меньшинствам, 51% поддерживает идею изгнания определенных этнических групп из российских регионов [1]. В целом, имеющиеся факты позволяют сделать вывод о том, что в РФ растет асоциальное, аполитичное, нездоровое, часто нарушающее закон, недовольное жизнью поколение молодых людей, которым выпала участь строить будущую Россию [2]. Понятие "переход к самоорганизованному обществу" дает возможность осознать, какие уроки мы извлекли из развала Советского Союза, а что упустили. С одной стороны, оно помогает понять тот факт, что диктат советского образа жизни контрпродуктивен, особенно в сфере формирования молодежной политики. Похоже, что оно также отражает нечто гораздо большее - а именно - понимание того, что применение централизованного подхода по типу "сверху вниз" к социальным и экономическим процессам в современном мире обречено на неудачу. И, напротив, в условиях глобализации, с ее огромными трансграничными потоками и неолиберальными аргументами, адаптивные формы организации представляются надгосударственными и достаточно гибкими, демонстрируя высокую степень автономии и способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации и общественным потребностям. По этим причинам "самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие должны стать основой общества будущего", как того требуют новейшие политические директивы. С другой стороны, в переходный период существует настоятельная потребность в тщательной подготовке почвы для создания такого самоорганизованного общества, то есть необходимо "сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях" [3]. Результаты социологического исследования показали, что для молодежи в значительной мере важно получение качественного образования, повышение квалификации. В подтверждение данных показателей ежегодно более 70 % выпускников общеобразовательных учебных заведений республики продолжают образование в высших и средних учебных заведениях страны и за рубежом. Сегодня 24567 молодых людей являются учащимися и студентами начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации, что составляет 24 % от общего количества молодежи республики (104152 чел.) [4]. Молодежь больше, чем остальные категории населения, испытывает социальную дискриминацию. В результате молодые люди не видят для себя перспектив служебного и профессионального роста в рамках своего предприятия [5]. Особенно молодые люди, работающие на агропромышленных предприятиях, служащие, инженерно-технические работники, управленцы и т.д. В различных отраслях работает лишь 32 тыс. молодежи от 16 до 30 лет. При формировании и реализации региональной государственной молодежной политики необходимо различать: а) особенности ресурсов, не поддающихся регулированию в рамках осуществления государственной молодежной политики (природная среда, наличие/отсутствие социальной солидарности в российский обществе, экономический, социальный, духовный подъем/спад в масштабах страны, фактор глобализации); б) особенности управляемых ресурсов (возможности правового закрепления решений, бюджетные средства субъекта Российской Федерации и привлекаемые средства, подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров на местах, научное и методическое сопровождение избранного курса региональной государственной молодежной политики, а также — в пределах компетенции органов государственной власти регионов — корректировка планов социально-экономического развития региона, мероприятий в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного строительства, культурного развития, социального обеспечения); в) особенности, характеризующие молодежь как объект и субъект социального развития региона (уровень образования, занятость в решающих сферах производства, науки, культуры, готовность связать свои жизненные планы с данным регионом). Эти особенности предопределяют различение факторов региональной государственной молодежной политики, требующих адаптационных или инновационных стратегий действия как государственных органов, так и структур гражданского общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|